Бен-Гвир неприкасаемый

Бен-Гвир неприкасаемый

На фоне всего происходящего в стране хулиганский поступок девушки, бросившей горсть песка в министра национальной безопасности Бен-Гвира, выглядит полной ерундой. Сам политик, если бы хотел показать себя с лучшей стороны, мог бы снисходительно простить обидчицу и своей властью спустить дело на тормозах. Но Бен-Гвиру нет нужды гоняться за популярностью – она сама ходит за ним по пятам. Его имя чуть ли не ежедневно появляется в первых строках новостей, против него и его коллеги Смотрича принимают персональные санкции международные организации и супердержавы. Для своих противников в Израиле и за рубежом Итамар Бен-Гвир – воплощение абсолютного зла, но такая репутация ему только на руку. Чем больше ненавидят ультраправого лидера его оппоненты, тем сильнее его ценят сторонники и тем выше его электоральный рейтинг.

Но популярность Бен-Гвира держится не только на скандалах и демаршах вроде восхождения на Храмовую гору. Он действительно отстаивает интересы своих избирателей. Поселенцы пользуются его поддержкой во всех сферах – от защиты при обвинениях в нападениях на палестинских соседей до вариантов обхода международных банковских санкций. Активность ЦАХАЛа на Западном берегу – во многом результат его давления на правительство. Его откровенные высказывания по поводу контроля над Газой и продолжения войны против ХАМАСа шокируют и раздражают миротворцев всех мастей, но выражают мнение немалого числа израильтян. Полицейскому ведомству, где нового министра изначально встретили в штыки, пришлось смириться и пойти на поводу у Бен-Гвира, выполняя его приказы и принимая его назначения. Высшие офицеры жалуются, что полиция сегодня подчиняется не законам, а воле министра, но не осмеливаются ему возражать.

Единомышленники Бен-Гвира восхищаются бесстрашием, с которым он высказывает свое мнение и совершает вызывающие, порой необдуманные поступки. Оппоненты же недоумевают, почему глава правительства позволяет своему министру говорить и вести себя, как тому заблагорассудится. Нетаниягу обвиняют в том, что Бен-Гвир вертит его кабинетом еще сильнее, чем до сих пор это делали харедим; что Биби целиком зависит от ультраправых и пляшет под их дудку. 

Так ли это? Крайне правые действительно угрожают развалить коалицию, если состоится обменная сделка, но в этом случае их место могут занять сторонники сделки - однопартийцы Ганца и Лапида. Может быть, Нетаниягу таким образом снимает с себя часть ответственности за решения кабинета, перекладывая ее на радикальных партнеров? Но это было бы слишком мелко для такого уверенного в себе политика, как Биби. Скорее он сознательно потакает Бен-Гвиру, чтобы показать умеренным избирателям и особенно зарубежным партнерам: вам кажется, я несговорчивый и слишком правый? Так посмотрите на настоящих правых, с которыми вы никогда не договоритесь, и цените меня!  Показательно, что Биби так и не ввел Бен-Гвира в узкий военный кабинет, хотя тот добивался этого всеми возможными путями, вплоть до наложения вето на закон о раввинах. 
Да, для премьера предпочтительнее ультраправые союзники, которые порой ставят его в неловкое положение и вынуждают извиняться за них, но не мечтают занять его место, в отличие от лидеров оппозиции. Избиратели Бен-Гвира и Смотрича – это, безусловно, сторонники Биби, точнее, сегодняшнего Биби, не готового уступать давлению всего мира, принимать условия Синвара и заканчивать войну.

Что будет делать Биби-завтрашний, когда он сочтет обстоятельства благоприятными для сделки и вывода войск? Как он собирается убеждать лидера «Еврейской мощи», который в принципе против переговоров с ХАМАСом? Похоже, ему все-таки придется совершить перестановку в кабинете и допустить к власти тех, кто его ненавидит. Нетаниягу сам загоняет себя в эту ловушку, день за днем давая Бен-Гвиру повод считать себя неуязвимым, неприкасаемым и способным прогнуть под себя правительство и всю страну.

Феномен Бен-Гвира отражает проблемы всего нашего общества, и прежде всего диаметральные разногласия по самым ключевым вопросам, включая ценность человеческой жизни, характер государства, отношение к миру и войне и так далее. То, что одна часть населения считает диким и ужасным, для другой части – единственная и высшая справедливость, и наоборот. Казалось, война уничтожит эту пропасть, но она только сделала ее глубже, почти уничтожив возможность договариваться. Очень показательно также поведение полицейских чинов, которые, при всем недовольстве, все же выбирают не следование закону, а собственную карьеру. И наконец, нельзя не увидеть здесь характерную особенность израильской политики, где героем и победителем становится тот, кто идет напролом, защищая интересы своего электората. В данном случае, это не упрек лидеру «Еврейской мощи», скорее наоборот: выполнение предвыборных обещаний и реальная помощь избирателям встречаются в наших палестинах так редко, что Бен-Гвир действительно заслужил свою популярность. 
 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK