Выбирая из двух зол

Выбирая из двух зол

Не успели стихнуть восторги и благодарности по поводу беспрецедентной помощи, оказанной Израилю Западом и странами региона Израилю во время иранской атаки, как нам напомнили, что ничто не дается даром, даже дружба против общего врага. Стремления остановить Иран недостаточно, чтобы арабский мир и международное сообщество отказались от своих претензий к еврейскому государству. Главное открытие 14 апреля, - даже не то, что у нас есть союзники там, где мы их не ожидали найти, а то, что, скорее всего, без этих союзников нам не обойтись. И уж тем более трудно будет справиться с Ираном без поддержки США и стран Запада. Да, мы можем полагаться только на свои силы, но тогда придется допустить, что при следующем обстреле будет сбито несколько меньше, чем 99% запущенных ракет и дронов (а может, и намного меньше), со всеми трагическими последствиями. Если Израиль намерен продолжать противостояние с Тегераном, то придется выполнять правила совместной игры.

Главное из этих правил: сдержанность. Можно нанести ответный удар по Ирану, но так, чтобы не спровоцировать масштабный конфликт. Можно продолжить операцию в Газе, но с обозначенными сроками и минимальным ущербом для гражданского населения. Можно разгромить ХАМАС, но необходимо принять какое-то решение по Палестине. Нам предлагается вести сдержанную, ограниченную войну с неясными перспективами на два фронта. Да, это выглядит как выкручивание рук, но здесь вопрос приоритетов: насколько важны обе эти войны для Израиля? Какова цена международной поддержки?

Если на иранском направлении наши партнеры ограничиваются общими предупреждениями, то требования по Газе и палестинской проблеме сформулированы достаточно четко. Пусть не сегодня и завтра, но в самом ближайшем будущем нужно прекратить огонь, вывести из Газы войска и согласиться на то или иное решение по управлению сектором. Понятно, что ни полный, ни частичный контроль Израиля над Газой здесь даже не рассматривается, а планы разделить ее территорию между соседними странами нереальны. Речь идет о передаче власти «обновленной» администрации Абу Мазена с прицелом на создание единого государства Палестина. Возможно, тема суверенитета будет обсуждаться уже на первом послевоенном этапе.

Что это означает для Израиля? С тех пор, как политический барометр в стране сместился вправо и договоры Осло были признаны роковой ошибкой (а в праворадикальных кругах – преступлением), концепция «двух государств для двух народов» была практически похоронена. Нынешнее правительство – самое неподходящее для ее возрождения. Помимо опасений (вполне реальных), связанных с созданием независимой Палестины, политики правого лагеря просто побоятся разочаровать свой электорат, которому долгие годы внушалось, что государство Палестина – чуть ли не конец государства Израиль. Можно строить разные предположения по поводу гибкого в своих убеждениях Нетаниягу, но ни Смотрич, ни Бен-Гвир эту идею не примут. Разве только Биби в рукаве есть запасной вариант правительства.

Наш бессменный премьер всегда называл главным врагом Израиля именно Иран (что оказалось не так далеко от истины), и был бы совсем не прочь войти в историю победителем этого воплощения абсолютного зла. Наверняка цена, которую за это придется заплатить, кажется ему не такой уж высокой. Помимо всего прочего, вынужденное сворачивание операции в Газе стало бы не таким плохим завершением войны, в которой наша армия все больше увязает без надежды на победу.

Увы, в этом раскладе судьба заложников отходит на второй план, как бывает всегда, когда жизни людей попадают в жернова больших политических игр. Может быть, вопрос их возвращения удастся решить на многосторонних переговорах о будущем Газы, но, честно говоря, здесь трудно на что-то надеяться. Согласившись на перемирие, Израиль лишится главного рычага воздействия на ХАМАС.

Что касается самого палестинского государства, которым в израильских поселениях пугают детей, то его фактическое рождение останется под большим вопросом даже при всеобщем согласии. Никакие финансовые вливания не помогут палестинским политикам и радикалам договориться между собой. Велика вероятность внутренних разборок, которые могут перерасти в вооруженные стычки. Не исключено возрождение ХАМАСа в Газе. Нет ясности с вопросом границ. Все это, безусловно, чревато многими опасностями, но Израиль не сможет воевать в полную силу на два фронта, да и его союзники на это не согласятся. Придется выбирать меньшее из зол. Либо оставаться в одиночестве и гнуть свою линию - поддерживать неустойчивый статус-кво с палестинцами, отбиваться от «местных» террористов и пытаться раздавить неубиваемую гидру ХАМАСа, отложив противостояние с Ираном до лучших времен. Либо проявить «сдержанность» по палестинскому вопросу и при поддержке остального мира вести войну с самым кровожадным и вооруженным до зубов врагом, который вот-вот обретет ядерное оружие.


 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK