Война? Не для всех!

Война? Не для всех!

Иногда несправедливость – это абстрактное понятие, а иногда она непосредственно задевает лично нас, наших детей и целое поколение. 

На днях кабинет министров торопливо, избегая широкого обсуждения, одобрил законопроект, продлевающий срочную службу в армии до трех лет. Теперь его должен принять Кнессет, но очевидно, что там, где у правительства есть большинство, проблем не должно быть. К тому же вариантов нет – ЦАХАЛ столкнулся с жестоким кадровым кризисом.

Понятно, что во время войны молодые люди призывного возраста должны защищать свою страну. Никто не задумывается, что этим ребятам и без того досталось. Их учеба в старших классах пришлась на ковид и карантин. Они взрослели в обстановке постоянных обстрелов, терактов и социальных бурь, сотрясающих общество. Их ровесники стали жертвами бойни на фестивале Нова; кто-то похоронил своих друзей, а кто-то и сам мог там оказаться.

Пока неизвестно, как эти испытания скажутся на психическом здоровье поколения. Ясно одно: увеличение срока службы только усугубит проблемы. У молодых людей были планы на окончание армии, они собирались учиться, путешествовать, строить свою жизнь. Теперь все это отодвигается на несколько месяцев, а может, и больше, ведь нет гарантии, что правительству не понадобится еще больше солдат. 

Показательно, что новый закон касается не только будущих военнослужащих, но и тех юношей и девушек, которые уже призваны. (Да, девушек тоже – в некоторых родах войск женщины служат столько же, сколько мужчины.) Кто мог подумать, что государство сделает им такой подарок, ведь даже уголовный закон не имеет обратной силы…

Разумеется, никто не забыл: идет война. Но почему только определенная категория граждан, и без того уязвимых, выносит на себе большую часть ее тягот? Это не только срочники, но и резервисты, которые проводят в армии по несколько месяцев, оторванные от семьи, работы, учебы и нормальной жизни. Это те люди, которые после 7 октября осаждали призывные пункты, требуя отправить их на передовую. Ни они, ни солдаты срочной службы не жалуются и не протестуют, но в их среде все больше случаев выгорания, нервных срывов, обострения хронических болезней. 

Можно ли было предотвратить эту ситуацию? В первую очередь приходит в голову закон о всеобщем призыве, против которого борются лидеры харедим. Но речь сейчас не об ультраортодоксальных раввинах; они давно уже обозначили, что война Израиля – не их война. Речь о тех, кто принимает решения и отвечает за судьбу армии и страны.

БАГАЦ наконец, после долгих лет препирательств в верхах, принял постановление, отменяющее освобождение от армии молодых йешиботников. Конечно, это ничем поможет сейчас, ведь пока эти новобранцы (если их вообще удастся призвать) пройдут подготовку, война, дай Бог, закончится. Но если бы правительство не прогибалось под ультраортодоксальные фракции и не торпедировало справедливый закон о призыве, армия уже сейчас была бы многочисленнее, не страдала от нехватки солдат и без увеличения срока службы можно было бы обойтись даже в условиях войны. 

Стоп, возразят нам, но ведь армия никогда особенно не нуждалась в харедим. Даже сейчас она готова принять не больше трех тысяч. И тут у нас возникают вопросы к армейскому командованию, к тем экспертам и политическим руководителям, которые разрабатывали и утверждали стратегию развития ЦАХАЛа. Именно они несут ответственность за существующий дефицит кадров, причем не только солдат, но и офицеров. Именно они направляли деньги на приобретение дорогостоящих вооружений и доказывали, что ход современной войны определяют не люди, а технологии. В последние годы все чаще говорили, что Израилю не нужна такая большая армия, и ее выгоднее перевести на контрактную основу. Непонятно, почему игнорировался тот факт, что наиболее вероятная для Израиля война будет вестись против партизанских формирований в городских условиях, ведь у нас уже был опыт таких войн, а в них без наземных сил не обойтись.

Все эти просчеты и ошибки привели к экстренному продлению срочной службы и к тому, что резервисты проводят в милуим по полгода и больше. Когда-нибудь генералы, главнокомандующие, министры за них ответят, но поплатятся в большинстве случаев своей карьерой (если не говорить об ответственности за провал 7 октября). Сегодняшние срочники и резервисты пострадают гораздо больше. Вместе с ними неизбежно пострадает весь Израиль, его экономика, здравоохранение, социальная сфера, образование и так далее. Потому что они – рабочие руки страны и ее мозги; действующие и будущие специалисты, которые будут определять жизнь и развитие Израиля в ближайшие двадцать-тридцать лет. И именно они несут на себе основной груз военного положения - груз, от которого другие избавлены. Эта несправедливая и ненормальная ситуация создана не врагом, не обстоятельствами, а правительством и армейскими руководителями, которых, по-видимому, не волнует будущее страны.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK