Откуда ждать перемен?

Откуда ждать перемен?

Матан Кахана был нашим героем. Министр по делам религий бросил вызов главному раввинату и всему ультраортодоксальному истеблишменту, пообещав реформу кашрута и гиюра. Согласно новым правилам, сертификаты кошерности смогут выдавать частные некоммерческие организации, что приведет к общему удешевлению продуктов и услуг в Израиле, облегчит жизнь рестораторам, владельцам магазинов и гостиниц. Но для «русской» алии еще более важной должна стать либерализация в сфере проведения гиюра. Она избавит сотни людей, уже связавших свою судьбу и судьбу своих детей с еврейским народом, от унизительных и долгих бюрократических процедур и в идеале покончит с разделением репатриантов на граждан первого и второго сорта.

Харедим тут же обвинили министра в подрыве еврейского характера государства. Радикальные группы даже вынесли против него грозное постановление «дин родеф», дающее право на убийство. Ничего подобного в Израиле не случалось со времен убийства Ицхака Рабина, поэтому ШАБАК приставил к Кахана усиленную охрану.

Главная причина гнева ультраортодоксов в том, что они теряют жирную кормушку для огромного количества инспекторов по кашруту, а также менее представительного, но все же солидного штата раввинов, отвечающих за гиюр. Одна только выдача сертификатов кошерности, которые приходится регулярно обновлять, обеспечивает службы раввината постоянными денежными поступлениями. И разумеется, монополия на религиозные услуги сохраняет влияние авторитетов-харедим на политику и жизнь всей страны. Очевидно, что этот порядок вещей давно устарел и приводит к все более глубокому разделению общества. Поэтому большинство израильтян, в том числе соблюдающих традиции, рукоплескало министру, который взялся разгребать эти авгиевы конюшни, а наша алия ожидала перемен с особым нетерпением.

Но время шло, Матан Кахана ходил с охраной ШАБАКа, а дальше громких слов дело не двигалось. Мало того – министр вдруг выдал неожиданное и не совпадающее с его предыдущими высказываниями заявление о том, что из Закона о Возвращении нужно удалить пункт о праве на репатриацию внуков евреев. По его мнению, если кто-то из таких людей действительно страдает от антисемитизма, государство Израиль «достаточно сильно», чтобы привезти его в страну, не опираясь на ЗОВ.

Что за бред? Как будто мы не знаем, сколько сил и времени занимает любой бюрократический процесс, связанный с исключительными случаями, и как сомнительны шансы на успех! Но дело даже не в этом. Еврейские внуки были достаточно «кошерны» для отцов-основателей государства, принимавших Закон о Возвращении, но почему-то мешают современному министру-либералу. Что с ним произошло, почему он начал выступать за те же меры, которые активно продвигают его ненавистники – идеологи харедимной общины? Может, он испугался религиозного проклятия?

Все становится на свои места, если мы вспомним историю Израиля, точнее, то довольно долгое время (вплоть до начала 1990-х годов), когда контроль над главным раввинатом находился в руках представителей национально-религиозного направления и, в частности, партии МАФДАЛЬ. «Ямина», «Новые правые», «Союз Правых сил» - все это идеологические наследники МАФДАЛЬ. Иными словами, борьба идет не столько за упрощение и удешевление жизни для простых израильтян, сколько, в первую очередь за перераспределение сфер влияния и денежных потоков. Министр, представляющий в правительстве партию «Ямина», закономерно поддерживает и возглавляет эту борьбу. Не стоит рассчитывать, что Кахана и его соратники готовы идти до конца, защищая равноправие, демократию и, тем более, благо алии. В какой-то момент интересы политиков совпали с интересами общества и русскоязычной общины, но это далеко не главная их цель.

Что, собственно, предлагает министр по делам религий? Облегчить путь к гиюру тем репатриантам-неевреям, которые уже находятся в Израиле, и закрыть для них двери страны в будущем. Здесь прослеживается определенная логика: с помощью запрета проблема решается раз и навсегда («нет человека – нет проблемы»). Способ «не пущать» очень удобен для власти, но это совершенно не то, что нужно людям и стране.

От нынешнего правительства действительно ждут прорыва в изменении статус-кво между религией и государством. Кахана не зря вспомнил соглашение Габизон – Мейдан, в котором была сделана попытка привести к общему знаменателю ценности и принципы религиозных и светских граждан страны. Но эти меры потребуют убежденности, решительности, бесстрашия и последовательности. Кроме того, такую сложную и многоступенчатую реформу невозможно осуществить, не достигнув консенсуса с ультраортодоксами, которые представляют значительную прослойку населения Израиля. Конечно, министру нравится ходить в героях, но противостояние в обществе от этого только обостряется. А при очередной смене власти все реформы обнулятся, и перетягивание каната между интересантами будет продолжаться бесконечно.

Автор//: Ира Коган
 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK