Нам выбирают президента

Нам выбирают президента

Выборы президента Израиля на этот раз проходят с необычным ажиотажем. Уходящий глава государства Шимон Перес де-факто изменил статус президента, превратив его из «свадебного генерала» в активно действующего политика. Его преемник может продолжить эту тенденцию, а потому правительство сегодня более всего заинтересовано в лояльности или, по меньшей мере, неангажированности будущего президента.

Говорить о кандидатах на пост президента сложно. Поскольку выборы производятся тайным голосованием Кнессете, то никакой общественной предвыборной кампании не ведется. Претенденту важно заручиться поддержкой максимального количества депутатов, поэтому подготовка к выборам сводится к внутренним поискам сторонников. Редко кто из кандидатов обращается к народу с объяснением, почему он стремится встать во главе государства Израиль.

Выдвижение кандидатур заканчивается 27 мая – за две недели до голосования. Такие короткие сроки не исключают появления в предвыборной гонке новых фигур, которых обозреватели называют джокерами.

На момент написания этой статьи лидерами среди претендентов остаются Меир Шитрит ("А-Тнуа"), Реувен Ривлин ("Ликуд") и Биньямин Бен-Элиэзер ("Авода"). Достаточно подписей собрала бывший спикер Кнессета Далия Ицик, в стадии сбора подписей находится экс-судья Верховного суда Далия Дорнер и лауреат Нобелевской премии по химии Дан Шехтман.

Нетаниягу не устраивает ни один из кандидатов, поэтому он до последнего момента не оставлял попыток убедить баллотироваться нынешнего спикера Юлия Эдельштейна. Эдельштейн является сторонником премьера по ключевым вопросам израильской политики и пользуется уважением многих депутатов, в том числе и оппозиционных. Однако спикер уже один раз отказался от лестного предложения Нетаниягу. Другой «джокер», которого могут поддержать и глава правительства, и председатель НДИ Авигдор Либерман, - Давид Леви. Уроженец Марокко, первый представитель сефардской общины, достигший высоких государственных постов, Леви предпочтительнее для Нетаниягу, чем Реувен Ривлин или левые кандидаты Бен Элиэзер и Шитрит.

Среди «джокеров» называют также бывшего министра обороны Моше Аренса, главного раввина Тель-Авива Исраэля Меира Лау, бывшего председателя Верховного суда Аарона Барака. Но никто из них, включая Давида Леви, пока не подтвердил своего участия в выборах.

Социологические опросы, проведенные среди израильтян, показывают, что наибольшей популярностью пользуется Реувен Ривлин, которого хотели бы видеть президентом 26% жителей страны. За ним следуют профессор Даниэль Шехтман (17%) и Далия Дорнер (13%).

Однако предпочтения израильского общества никого не интересуют и никак не могут повлиять на результаты выборов президента. Все зависит от того, как распределятся голоса депутатов, кого поддержат различные фракции Кнессета.

Либерман и его партия могут проголосовать за Далию Ицик, если не появится более предпочтительная фигура. Представители ультраортодоксальных партий ШАС и Яадут ха-Тора после долгих размышлений решили принять сторону Реувена Ривлина, намеренно голосуя за кандидата, не устраивающего Нетаниягу. Таким способом они мстят премьеру за отказ включить их в коалицию и принятие закона о всеобщем армейском призыве. Скорее всего, поддержит Ривлина и «Еврейский дом» во главе с Нафтали Беннетом. В Ликуде у него тоже немало сторонников.

Реувен Ривлин уже баллотировался на пост президента в 2007 году, но проиграл Шимону Пересу. Сегодня он считается самым популярным политиком в Израиле – свои симпатии ему выражают 75% жителей. Причины его конфликта с Нетаниягу толком не известны; однако Ривлин обладает изрядной самоуверенностью и вряд ли будет скрывать свое мнение, если оно расходится с официальной политикой правительства. Таким образом, для Биби высока вероятность получить в его лице второго Переса. В частности, Реувен Ривлин считает, что Израилю не стоит вступать в конфронтацию с США, и не разделяет идею одностороннего отступления. В пользу его избрания говорит солидный политический опыт – в Кнессете он с 1988 года, в том же году возглавил Ликуд, и занимал эту должность в течение пяти лет; его хорошо знают в руководящих кругах разных стран.

Характерно, что кандидат, занимающий второе место в предпочтениях израильтян, профессор Шехтман – человек, предельно далекий от политики. Именно это привлекает на его сторону людей, уставших от подковерных интриг власти. Рассказывая о своих планах в случае избрания, Шехтман обещает изменить ситуацию в сфере образования и предпринимательства. Его избрание могло бы стать продолжением традиции – ведь первым президентом Израиля был химик Хаим Вейцман, а после его смерти пост был предложен Альберту Эйнштейну.

Ученый с мировым именем, не имеющий властных амбиций и ярко выраженной политической позиции мог бы стать идеальным представителем государства Израиль на международной арене. Но и Шехтман не устраивает Нетаниягу, что говорит о смене требований к президенту: премьеру на этом посту сегодня нужен убежденный сторонник, а не нейтральная фигура.

Что касается Шитрита и Бен Элиэзера, то эти партийные функционеры по мере возможности будут выражать мнение выдвинувших их фракций. Оба они являются сторонниками территориальных уступок и диалога с палестинцами. Недалеко от них ушла Далия Ицик, первая женщина, которая формально исполняла обязанности президента Израиля после отставки Моше Кацава.

Какой президент на самом деле нужен не правительству, не премьеру, а израильскому обществу? Пожалуй, главное – он должен быть символом единства народа, достойно представлять свое государство, вызывать гордость и уважение. Но говорить об этом бессмысленно, поскольку не мы выбираем президента, а нам его выбирают. Выбирают те, для кого институт президентства – утешительный приз в карьере или пятое колесо в телеге, от которого нужно одно – чтобы оно не ехало в другую сторону.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK