Проигранная война и выигранное время

Проигранная война и выигранное время

Еще один день войны. Ликвидирован полевой командир ХАМАСа. В Газе погиб военнослужащий. В Катаре начался очередной раунд переговоров об обмене пленными. Над Голанами сбит БПЛА Хизбаллы…

Эти новости уже стали рутиной. Рутиной становится и сама война. Иногда кажется, что она никогда не закончится. Эксперты предупреждают, что это вполне реально: Израиль рискует втянуться в долгое противостояние, постоянный обмен ударами с террористическими группировками с разных сторон и практически бесконечную операцию в Газе.

Такая перспектива маловероятна, и все же каждый день войны отнимает надежду на возвращение к нормальной, мирной жизни. Тем более что власти и СМИ твердят, что это произойдет нескоро. Называются неопределенные сроки от полутора месяцев до года, да и они все время сдвигаются. Это понятно: мы стараемся беречь наших солдат, на нас оказывают жесткое давление, заставляя ограничивать масштабы наступления, поэтому разгром ХАМАСа происходит медленнее, чем нам бы хотелось. И все же порой возникает подозрение, что такая вялотекущая война кому-то выгодна – и в Израиле, и вне его.

Не секрет, что военное положение помогает правительству сохранить власть. Некоторые горячие головы готовы отправить кабинет в отставку уже сейчас, но их не так много. А вот по поводу того, что сразу после войны должны быть назначены выборы, существует практически всенародный консенсус. И разумеется, коалиция заинтересована в том, чтобы этот момент наступил как можно позже.

Оппозиция тоже пока не рвется бой. Хотя опросы отдают предпочтение противникам Нетаниягу, этот разрыв еще недостаточно убедителен, и все может измениться. Ганцу и его лагерю нужно закрепить успех, консолидировать силы, сформировать программу, заработать очки на участии в чрезвычайном кабинете – одним словом, подготовиться к выборам. Чем дольше идет война, тем больше у них времени на эту подготовку.

Но выборы – лишь одна сторона проблемы. Гораздо серьезнее предстоящее расследование причин, которые привели к трагедии 7 октября. А оно начнется сразу же, как отгремят пушки. Ответить придется и высшим армейским чинам, и руководящей политической верхушке. Те, кто виноват, знают об этом, и далеко не все готовы взять на себя ответственность и понести наказание. Кто-то пытается свалить вину на других или искупить ее своими заслугами в ходе войны. Остальные просто хотят выиграть время – и военное время работает на них.

А в Рамалле терпеливо ждет своего часа глава ПНА Махмуд Аббас. Он не торопится взять Газу под контроль палестинского правительства. Пусть ЦАХАЛ сделает всю черную работу: уничтожит инфраструктуру ХАМАСа, ликвидирует его лидеров и расчистит ему дорогу к власти. Пусть международное сообщество отстроит сектор и выделит щедрый бюджет на его развитие. Пусть мировые лидеры договорятся о статусе Палестины или даже об ее суверенитете. Одним словом, пусть Газу преподнесут ему на блюдечке, чистую, безопасную и готовую к употреблению. Казалось бы, престарелый и больной Абу Мазен может не дождаться такого подарка, но это совсем не факт: мы хороним его уже много лет, а он все так же жив и активен.

А что же мировое сообщество? Оно все сильнее давит на Израиль, но требования закончить операцию и вывести войска из Газы звучат лишь на пропалестинских уличных акциях. Условия политиков скромнее и конкретнее: обеспечить безопасность гражданского населения, открыть доступ для гуманитарных грузов. С этими оговорками мир согласен позволить Израилю и дальше воевать с ХАМАСом, сколько угодно. Никто не горит желанием срочно принимать решение о политическом будущем Газы и вбухивать в нее миллионы. И у Запада, и у арабских нефтяных монархий хватает своих проблем.

Как ни странно, ХАМАС тоже заинтересован в продолжении войны. Его популярность растет везде, кроме Газы. Еще бы: лучшая армия Ближнего Востока за полгода не смогла разбить группировку и принудить ее к капитуляции. Хамасовцы откровенно издеваются над Израилем, выставляя невыполнимые условия для обменной сделки, потому что нам она нужна гораздо больше, чем им, и они об этом знают. Их «героический» пример вдохновляет на «освободительную борьбу» других экстремистов; достаточно вспомнить тех же хуситов или активизировавшихся террористов в Иудее и Самарии. Да, ЦАХАЛ выслеживает и убивает командиров в Газе, но ценой собственных тяжелых потерь, а радикальных исламистов перспектива стать шахидом не пугает, а даже радует. Война и смерть – их стихия.

Иными словами, у бесконечной войны немало выгодоприобретателей. Проигрывают же от нее простые люди. Бизнесы, разоренные военной экономикой. Семьи, которые месяцами живут без мужчин, призванных в армию, и боятся стука в дверь. Дети, растущие под звук сирен. Что происходит с заложниками и их родными – об этом даже страшно думать. Кому-то война помогает выиграть время, а у нас она отнимает жизнь, у кого-то сразу, у других – день за днем.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK