Левой, правой…

Левой, правой…

На пороге новых выборов, когда не исключена смена власти, интересно рассмотреть, как строилось соотношение правых и левых в израильской политике в историческом контексте.

Левые правили Израилем с первых дней и вплоть до 1977 года. Предшественница “Аводы”, социалистическая партия МАПАЙ во главе с Бен-Гурионом, традиционно получала большинство на выборах. “Херут” – самая крупная правая партия – ни разу не входила в коалицию при Бен-Гурионе, и ее показатели на выборах были порой более чем вдвое меньше, чем у МАПАЙ. Только в 1967 году преемник Бен-Гуриона Леви Эшколь создал первое правительство национального единства с блоком “Гахал” – объединением “Херут” и Либеральной партии.

На смену Леви Эшколю пришла Голда Меир, за ней Ицхак Рабин. В 1970-е годы выросло недовольство населения властью. Уже были преданы гласности трагические ошибки войны Судного дня, из-за которых ушла в отставку Голда Меир. СССР и страны третьего мира разорвали дипломатические отношения с Израилем. В 1975 году Генассамблея ООН приняла резолюцию, приравнивающую сионизм к расизму (правда, позже ее отменила). Израиль ощутил себя в изоляции, без надежды найти понимание у международного сообщества. Экономика оказалась в плачевном состоянии. Народ хотел перемен, и в 1977 году проголосовал за “Ликуд” во главе с Менахемом Бегином. При его правлении был заключен мир с Египтом и Израиль ушел из Синая.

В 1983 году кризис банковской системы привел к гигантской инфляции. Годом раньше началась изнурительная Ливанская война. Несмотря на эти проблемы, “Ликуд” не утратил доверие населения. В 1984 году Ицхак Шамир, заменивший Бегина, создал вместе с “Аводой” правительство национального единства. Шамир и Шимон Перес, лидер “Аводы”, правили по очереди по два года. Правительство Шамира-Переса преодолело экономический кризис и вывело войска из Ливана. После выборов 1988 года также была сформирована коалиция национального единства с ротацией поста главы правительства.

Выборы 1992 года стали первыми для Большой Алии. Израиль был воодушевленный началом мирного процесса. После Мадридской конференции 1991 года возникла иллюзия, что можно решить миром конфликт с палестинцами и прекратить террор. Противников соглашений и уступок было немало, но они не могли договориться между собой и оттягивали друг у друга голоса. В итоге левые одержали убедительную победу (“Авода” - 44 мандата, МЕРЕЦ - 12, “Ликуд” – 35). Правительство Рабина подписало соглашение Осло.

К выборам 1996 года Израиль пришел в растерянности. Убийство Рабина правым радикалом Игалем Амиром потрясло общество и породило настороженность к правым. С другой стороны, разгул палестинского террора вызвал разочарование в мирном процессе. Впервые глава правительства избирался отдельным голосованием, что привело к ослаблению крупных партий и укреплению более мелких - так, в Кнессет прошла партия репатриантов “Исраэль ба-Алия”. Правый блок “Ликуд”-“Гешер”-“Цомет” уступил “Аводе” два мандата, а Нетаниягу с минимальным преимуществом обошел кандидата от “Аводы” Шимона Переса. Коалиция оказалась непрочной, и в 1999 году состоялись новые выборы. На них отчетливо проявилось стремление общества иметь левое правительство вместе с гарантиями безопасности: премьером был избран лидер левого блока, в прошлом – глава Генштаба Эхуд Барак. Левый лагерь значительно укрепился, а “Ликуд” остался без союзников, с 19-ю мандатами.

В 2000 году началась интифада Аль-Акса. Барак ушел в отставку, успев вывести войска из Южного Ливана и едва не отдав Арафату Восточный Иерусалим. Беспрецедентный уровень террора заставил израильтян в корне изменить свои электоральные предпочтения: на новых выборах “Ликуд” во главе с Ариэлем Шароном получил вдвое больше голосов, чем “Авода”. Но во время каденции Шарон вышел из “Ликуда” и основал партию “Кадима”, чтобы провести одностороннее размежевание.

“Кадима” позиционировала себя как партия центра. Ее успех на выборах 2006 года, казалось бы, должны были разрушить традиционную схему разделения израильской политики на правых и левых. Но возглавляемое ею правительство с участием “Аводы” было несомненно левым. “Ликуд” же набрал всего 12 мандатов.

В 2009 году “Кадима” без Шарона выиграла выборы, но проиграла Кнессет, не сумев создать коалицию. С этого момента в Израиле началось правление правых, которое народ поддержал в 2013 году, отдав предпочтение блоку “Ликуд”–НДИ и обеспечив “Аводе” лишь 15 мандатов.

Накануне выборов 2015 года взгляды электората опять меняются. Растет число неопределившихся, идеология отступает на второй план. Израильтяне хотят одновременно безопасности и экономической стабильности и готовы проголосовать за любого, кто им это обеспечит. Но такой силы сегодня нет, поэтому избиратели, вероятно, еще долго будут метаться от левых к правым и обратно.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK