Керри мобилизует ЛАГ

Керри мобилизует ЛАГ

В октябре прошлого года пресс-секретарь ЛАГ Насиф Хата предупредил, что с января США предпримут меры по активизации переговорного процесса между израильтянами и палестинцами. Правда, Хата не уточнил (а может, и не знал), что «практические идеи» американской администрации будут связаны непосредственно с Лигой арабских государств.

На днях стало известно, в чем заключаются эти меры. На очередном саммите в Париже госсекретарь Джон Керри попросит у стран ЛАГ признать еврейский характер государства Израиль. В ответ Кнессет обязуется принять закон о правах и свободах израильских арабов, соответствующий нормам международного права. Кроме того, Израиль должен согласиться уйти к границам 1967 года и ликвидировать поселения в Иудее и Самарии.

Как следует из сообщений СМИ, Керри предварительно беседовал на эту тему с королем Саудовской Аравии, рассчитывая, что он заставит Аббаса принять это израильское условие, или, по крайней мере, убедит сделать это своих коллег по ЛАГ. Такой же разговор, по сведениям журналистов, состоялся с королем Иордании.
Не исключено, что Саудовская Аравия примет это предложение. Чувствуя себя единственным лидером арабского мира после погружения Египта в пучину переворотов, Эр-Рияд старается закрепить свое влияние активным участием в решении палестино-израильского конфликта. Очевидно, если Вашингтон решил подтолкнуть застопорившиеся переговоры, Эр-Рияд будет ему в этом способствовать.
Аналитики считают, что обращение к ЛАГ было согласовано с Нетаниягу. Так ли это? Или американский госсекретарь выдает желаемое за действительное? А может, он таким образом подталкивает обе стороны к нежелательным для них решениям, указывая верное, по его мнению, направление?

Еще в сентябре после очередной встречи с главами МИД арабских стран Керри сообщил журналистам, что ЛАГ одобрила план урегулирования на основе границ 1967 года. Заявление звучало так, будто Израиль давно согласен на этот план, что, разумеется, было неправдой. Но американский секретарь, вероятно, решил начать с самого простого шага, а сложный оставить на потом, как в старом анекдоте, где вопрос о свадьбе считается наполовину решенным, когда остается лишь уговорить на брак дочку Ротшильда.

В ходе предыдущих уговоров Аббас вроде бы был готов признать Израиль еврейским государством, но требовал встречных уступок по проблеме беженцев. Глава ПНА откровенно лукавил: он знал, что израильская сторона этого условия не примет. Очевидно, что если впустить в Израиль хотя бы треть тех, кто называет себя палестинскими беженцами, с еврейским характером государства придется попрощаться. Рассуждения левых политиков, что еврейским должен быть дух страны, а население - не обязательно, нельзя принимать всерьез. Тем более что те же левые идеологи одновременно выступают за уход из Иудеи и Самарии якобы ради сохранения еврейского большинства.
В сущности, нынешние предложения Керри повторяют инициативу ЛАГ, выдвинутую еще в 2002 году. В ней полное признание Израиля арабским миром тоже обусловливалось отказом от территорий за «зеленой чертой» и «справедливым решением» проблемы беженцев. До сих пор ни одно израильское правительство на это не пошло, и можно надеяться, что не пойдет и сейчас.
Нетаниягу недавно подтвердил, что не подпишет документ, в котором будет говориться о передаче части Иерусалима Палестинской автономии - какую бы цену ни пришлось за это заплатить в ходе мирных переговорах. Так что надежды Керри на то, что достаточно убрать камень преткновения в виде арабского признания Израиля как еврейского государства – и переговоры пойдут как по маслу, лишены оснований. Тем более что к старым неприемлемым условиям добавляется еще одно, тоже крайне сомнительное.
Если Израиль примет отдельный закон, гарантирующий права и свободы арабского населения, это будет означать, что до сих пор права израильских арабов ущемлялись. Между тем, арабы всегда пользовались теми же правами, что и все прочие граждане Израиля, хотя были освобождены от обязательной армейской службы. При этом израильские арабы по желанию могут служить в ЦАХАЛе и проходить альтернативную службу, учатся в университетах, работают в больницах, муниципалитетах, адвокатских конторах. Арабский язык является вторым государственным в Израиле. В чем можно усмотреть ущемление их свобод? Разве что в преследовании тех, кто ведет антигосударственную деятельность и причастен к терроризму?
Но и отказавшись от принятия такого закона, Израиль в глазах простодушной мировой общественности будет выглядеть государством, попирающим международные нормы. Любой ответ на вопрос: «Согласны ли вы прекратить дискриминацию арабского населения?», трактуется не в нашу пользу. Судьба израильских арабов, до недавних пор мало кого интересовавшая на фоне «страданий» палестинского народа, рискует превратиться в очередного джинна, выпущенного из бутылки ради давления на государство Израиль.
Собственно, все последние действия американской администрации в лице госсекретаря Керри нацелены на то, чтобы сделать Израиль изгоем современного мира и вернуть его зависимость от единственного друга и покровителя – США. Новая инициатива Керри либо вынудит еврейское государство пойти на самоубийственные уступки, ибо поссорит его сразу и с арабским миром (из-за вопроса беженцев), и с Западом (из-за израильских арабов).
Одновременно Керри выкручивает руки палестинской администрации, которая уже не может отказываться от признания еврейского характера Израиля, ссылаясь на арабский мир. Автономии также грозит лишение финансовой помощи США в случае отказа подписать рамочное соглашение. Не исключено, что Белому дому удастся заставить двух припертых к стене соперников, скрепя сердце, подписать мировую – но это вынужденное соглашение сделает из них еще более непримиримых врагов и будет нарушено при первой же возможности.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK