Война за "русских"

Война за "русских"

Все смешалось в израильской политике, и повторные выборы – еще не самая неожиданная новость. Что действительно поражает, так это что русскоязычные избиратели, которые на прошлых выборах не были интересны почти никому (шли даже разговоры, что общины как таковой не существует), так вот, эти почти не существующие мы вдруг стали нужны Ликуду. Предвыборный штаб Нетаниягу намерен в первую очередь не атаковать Ганца, Лапида и левых, а бороться за то, чтобы отнять «русские» голоса у Либермана. На эту кампанию Ликуд выделяет миллионы шекелей.

Русскоязычному израильтянину важно сразу усвоить, что никто не собирается тратить эти миллионы на его нужды. Вряд ли на них откроют хоть один субсидированный летний лагерь для детей-репатриантов. Основная масса ликудовских денег пойдет на пропаганду, а точнее, на то, чтобы рассказать «русским» обо всех прегрешениях Либермана.

Расчет довольно наивный: избиратели, которые разочаровались в Либермане и захотели уйти в Ликуд, уже сделали это раньше, и произошло это без всяких усилий со стороны Нетаниягу и его соратников. Собственно, в Ликуде и не задумались бы о «русских», если бы лицом к ним снова не повернулся сам Либерман. Обнаружив по итогам предыдущих выборов, что его популярность среди «естественного» электората падает и это сказывается на количестве мандатов, глава НДИ вставил в центр коалиционных переговоров близкие олим антиклерикальные требования. Можно сказать, что свою победу в борьбе за призыв он посвятил русскоязычным избирателям. Итог мы знаем: рейтинг Либермана резко пошел вверх, хотя по сути для «русских» ничего не сделано. И тут в других партиях тоже вспомнили математику: миллионная община обладает потенциалом в 16-17 мандатов. Выходит, за нее стоит побороться!

Изначально Биби не столько нужны были «русские» голоса, сколько он хотел отнять их у НДИ и наказать Либермана за срыв коалиционных переговоров. Нетаниягу едва не назначил представителя русскоязычной общины Зеева Элькина на пост министра юстиции, но в итоге сделал выбор в пользу Амира Оханы, который обеспечит голоса ЛГБТ-сообщества. За «русскими» также чуть было не зарезервировали два проходных места в предвыборном списке, но в итоге все ограничилось лозунгами. Сын премьера Яир Нетаниягу, о котором говорят, что он часто выражает мнение своего отца, уже поместил в своем Твиттере призыв к «братьям из бывшего Союза»: «Либерману на вас плевать! Ваш дом – Ликуд!».

Отец и сын Нетаниягу опоздали минимум лет на десять, если считают, что репатрианты побегут, как бараны, за любым русскоговорящим кандидатом. Мы знаем по меньшей мере двух высокопоставленных ликудников, говорящих по-русски, – тот же Элькин и Юлий Эдельштейн, второй номер в партии после Биби. Но от их пребывания в Ликуде нам не тепло, ни холодно. Трудно вспомнить, что каждый из этих политиков в последние годы сделал для общины.

Тем временем лидеры «Кахоль Лаван» увидели в борьбе Ликуда и НДИ за «русские» голоса свой шанс привлечь к себе избирателей (в том числе, русскоязычных), которым надоели подковерные игры. Левый лагерь и сам способен разыграть «русскую» карту; у него есть свои русскоязычные активисты, свой набор потенциальных обещаний, основанных на лозунге социальной справедливости. Вряд ли кто-то будет пересматривать списки, но бело-голубые, возможно, усилят пропаганду на «русской» улице, да и Яир Лапид вспомнит о своем лево-центристском «русском» электорате. Начнется цепная реакция, подтянутся и другие партии – «Новые правые» и «Союз правых партий», за которых голосуют русскоязычные поселенцы. В свое время – точнее, в начале 90-х - предвыборные штабы ультраортодоксов тоже говорили по-русски, и ничто не мешает им возродить эту традицию.

Одним словом, благодаря войне Нетаниягу с Либерманом, «русские» могут войти в моду, и само по себе это совсем не плохо. Откроются русские штабы, кто-то получит работу на выборах, кто-то даже сагитирует родственников и соседей голосовать за своих работодателей. Партийные активисты в муниципалитетах и местных советах вспомнят о нуждах русскоязычного населения на местах. Представители нашей общины, которые занимаются важными и полезными делами, деятели культуры, артисты, спортсмены, руководители детских коллективов, объединений, землячеств получат какие-то дополнительные копейки на свою работу. Правда, большая часть потраченных на пропаганду денег осядет в карманах руководителей штабов и политтехнологов – «специалистов» по русской алие. Но какую-то пользу эта кампания принесет.

Увы, праздник на «русской» улице не будет продолжаться долго. Он закончится с закрытием избирательных участков, когда военные действия политиков снова перенесутся на поле коалиционной битвы. Тогда карета нашей востребованности превратится в тыкву и мы останемся у разбитого корыта предвыборных надежд (если они у кого-то появятся). Ведь никаких значимых для нас изменений в политике и программах крупных партий не предусмотрено; по-прежнему никто не собирается ограничить религиозное влияние, увеличить финансирование на здравоохранение, образование и социальные нужды, пустить автобусы и открыть магазины по субботам, отменить ДНК-проверки на чистоту крови и т.д. Мало того – оба лагеря, и правый, и левый, заранее готовы создавать коалицию с ультраортодоксами. В этой войне мы будем не победителями, а трофеями, захваченными только ради мести и амбиций. Такой трофей поставят на полку и забудут о нем до следующих выборов или даже дольше.

Так будет, если мы не используем шанс заявить о себе так, чтобы о нас помнили всегда, а не в связи с предвыборным противостоянием. Есть надежда, что «мода на русских» позволит выдвинуться новым лидерам, способным работать на благо русскоязычных израильтян. Никто нам в этом не поможет; последнее, что нужно израильскому истеблишменту, – это пробуждение политической активности русскоязычной общины. Но попробовать стоит.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK