"Тремп" на "короне"

"Тремп" на "короне"

С начала эпидемии конспирологические теории расцвели пышным цветом. Одни ищут доказательства искусственного происхождения вируса и его намеренного распространения. Другие утверждают, что никакой пандемии нет, а опасность ковида намеренно раздувается тайным мировым правительством, чтобы держать население в страхе и карантине.

Трудно поверить, что руководители стран мира смогли совместно создать миф о пандемии – они и по более простым вопросам не могут договориться. Но то, что многие правительства быстро научились извлекать выгоду из ситуации или, как говорят в Израиле, поймали «тремп» на «короне», - неоспоримый факт.

Израильские власти не раз повторяли, что первый локдаун закончился слишком быстро и больше такую ошибку повторить нельзя. Поэтому новый план выхода из карантина при самом благоприятном раскладе затянется до весны. Причем на каждом этапе, как в компьютерной игре, мы рискуем скатиться на предыдущий уровень, если не будут выполняться нормы по числу инфицированных. Людей предупредили, что ориентироваться надо не на сроки, а на статистику. Статистика же, как известно, – самая двусмысленная и ненадежная вещь во всей ковидной истории. Она зависит от масштабов тестирования, от скорости обработки тестов и еще от сотен условий, которыми нетрудно манипулировать в масштабах государства.

Одним словом, ограничения будут сохраняться минимум полгода, а максимум – до бесконечности. Кому же это выгодно?

Как ни странно, затянувшийся локдаун – настоящий подарок для крупных корпораций, которые испытывали проблемы задолго до «короны». Сейчас они могут списать свои убытки на карантин и выкручивать правительству руки, требуя спасения от банкротства и миллионных компенсаций. В отличие от мелкого и среднего бизнеса, они добьются своего, имея в Кнессете и правительстве влиятельных лоббистов.

Есть еще одна группа, которой ограничения только на пользу, поскольку они ее не затрагивают. Это не само ультраортодоксальное население, больше всех пострадавшее от «короны», а его духовные и политические лидеры. «Корона» показала истинную силу и влияние раввинов, их умение настоять на своем, шантажируя общество и игнорируя законы. Когда все закончится, Израилю придется либо пересмотреть статус-кво, либо раз и навсегда признать харедим государством в государстве.

Но главные выгодоприобретатели сидят гораздо выше. Правительству, и особенно премьер-министру удобно держать людей на коротком поводке, и чем дольше, тем лучше. В это время можно заключать закулисные сделки, объявлять и переносить выборы, сводить счеты с соперниками и принимать какие угодно решения, оправдывая их чрезвычайной ситуацией. В условиях карантина гражданские институты практически бездействуют, а бурные уличные акции лишь мешают жителям спать, но не угрожают власти. Не случайно премьер ратует за то, чтобы изоляция продолжалась как можно дольше и позволяла ему спокойно устраивать свои дела. Его судебный процесс, даже если он состоится, пройдет почти незамеченным в тени «короны».

Ну и в итоге, если Израиль победит коронавирус, это будет выглядеть заслугой Биби и он пойдет на новые выборы победителем. Если же нет, мы застрянем в карантине надолго, и виноват будет народ, не соблюдающий мер безопасности.

Показателен также порядок снятия запретов. В первую очередь будут разрешены демонстрации, во вторую откроются синагоги и лишь на третьем этапе смогут работать магазины, рынки, торговые центры и других предприятия сервиса, еще позже – рестораны и отели…

Приоритеты очевидны: первым делом синагоги, бизнес подождет. Это вопрос не религии, а политики, реверанс в сторону партнеров по коалиции. Политика у нас в стране всегда была важнее экономики и здравоохранения. Не случайно борьбу с эпидемией у нас возглавляют министры и члены парламентских комиссий, а ученые и медики имеют лишь совещательный голос. Поэтому предупреждения экспертов об экономическом кризисе ничего не изменят. Власти уверены, что, когда дело дойдет до выборов, иранская угроза или палестинская интифада станут более весомым аргументом, чем нищета и разорение.

Даже министерство финансов не слишком настаивает на ускорении процесса. Отношение к выходу из карантина – своего рода тест на лояльность, шанс продемонстрировать свою верность главе правительства. Поэтому министр финансов Кац вряд ли будет всерьез выступать против плана. Единственное, что заставляет его надувать щеки – желание продемонстрировать свою значимость. Точно так же зарабатывает очки руководитель минздрава Эдельштейн, требуя строго соблюдать условия снятия ограничений. Для партийных деятелей это борьба за сферы влияния, по-своему комичная, если смотреть на нее со стороны, и не имеющая никакого отношения к нуждам простых граждан.

«Корона» также создает широкое поле для популистских заявлений. Популизм особенно расцветает в среде оппозиции, как внешней, так и внутренней. В последнее время только ленивый не рассказал, как бы грамотно и ответственно он действовал на месте главы правительства. На самом деле никто не готов возглавить страну в столь сложный период, зато каждый политик знает, как надо действовать. План по выходу из карантина дает новый повод раскритиковать действия правительства и выразить сочувствие страдающим гражданам, разоренным предпринимателям и измученным врачам. Вот только рассуждают об этом либо те, кто не идет дальше слов, либо те, от кого ничего не зависит. Например, тот же Эдельштейн недавно заявил, что министерство финансов должно полностью компенсировать ущерб всем пострадавшим от карантина. Такое предложение делает честь министру и ни к чему его не обязывает, поскольку он-то не имеет отношения к финансам.

Нет сомнений, что вся история с карантином и поэтапным выходом из него выгодна всем политикам без исключения. Чем дольше продлится этот процесс, тем больше возможности для спекуляций, популизма, лавирования и прочих мелочных игр, которые заменяют заботу о государстве и обществе.

b>Читайте нас в Telegram.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK