Таблетки не помогут

Таблетки не помогут

Не так давно во Франции начали рекламировать таблетки против антисемитизма. Их распространяет Европейская еврейская организация, которая надеется, что антисемитизм можно искоренить с помощью юмора. Но, как показывают последние французские события, мракобесие и шовинизм не победить ни юмором, ни сатирой.

Президент Франции Олланд назвал теракт в еврейском магазине "антисемитской атакой", а в интернете, наряду с хэштегом #JeSuisCharlie — "Я тоже Шарли", появился хэштегом #JeSuisJuif — "Я тоже еврей". Однако не стоит рассчитывать, что Европа наконец проснулась и поняла, кто ей друг, а кто враг. Большинство предпочитает считать, что у террористов нет религии, как выразился генсек ООН Пан Ги Мун. Европейские СМИ больше всего переживают за мусульман Европы, которые боятся антиисламских выступлений. Среди политиков, журналистов, деятелей культуры идет дискуссия, как справиться с террором, не дискриминируя религиозное меньшинство.

Вопрос взаимоотношений государств Европы со своим мусульманским населением стоит так остро, что можно подумать, будто это население составляет едва ли не половину всех граждан. На самом деле, наиболее крупная в Старом Свете мусульманская община Франции достигает 7,5% от всех жителей страны, в Великобритании – 5%. Однако и в такой незначительной пропорции мусульмане (точнее, их радикальная, еще более малочисленная прослойка) умудряются влиять на жизнь Европы, заставляя ее плясать под свою дудку. Временами терпение европейцев лопается. Однако дальше антитеррористических лозунгов, маршей мира и антииммигрантских демонстраций дело не идет, да и они прокатываются по Европе лишь тогда, когда случаются трагедии. Что до антисемитских выходок, то они совершаются с завидным постоянством.

Антиисламские настроения в Европе усиливаются, но вряд ли это ведет к ослаблению антисемитизма. Скорее наоборот - как показывают опросы, антисемитские взгляды наиболее ярко выражены у крайне правых, то есть тех, кто громче всего протестует против иммигрантов. Например, в той же Франции Национальный фронт прекрасно сочетает антиисламскую и антисемитскую риторику.

Еврейская община Франции — также самая крупная в Западной Европе, поэтому напряжение между мусульманским и еврейским населением там особенно велико. Характерен выбор январских террористов: журналисты Charlie Hebdo стали объектом нападения, потому что рисовали карикатуры на пророка, евреи – потому что они евреи. И если кое-кто утверждает, что карикатуристов сами виноваты, оскорбляя чувство мусульман, то, по-видимому, в глазах ряда европейцев виноваты и евреи самим фактом своего существования.

Власти не могу противопоставить растущему антисемитизму ничего, кроме усиленной охраны еврейских объектов. Так, 9 января, впервые после Второй мировой войны была закрыта Большая парижская синагога и магазины в еврейском квартале Парижа. В Амстердаме по рекомендации служб безопасности был отложен на неопределенное время марш в поддержку Израиля, намеченный на 11 января. До сих пор антисемитские выходки и даже убийства – таких как расстрел учеников и учителя еврейской школы в Тулузе в 2012 году и убийство четырех человек в Еврейском музее Брюсселя в мае прошлого года, - предпочитают объяснять психическими расстройствами преступников-одиночек. Очевидная связь убийц с исламскими радикальными организациями не является тайной, но никаких выводов из этого не делается. Наоборот – чем активнее экстремисты, тем больше европейские политики заигрывают с представителями так называемого умеренного ислама, надеясь, что "здравый смысл" победит. Этим объясняется особое расположение к палестинцам и "парад признаний" несуществующего палестинского государства, который прошел в парламентах ряда европейских стран. Параллельно с этим признанием усиливается демонизация Израиля, которая ведет к дальнейшему росту антисемитизма. Евреи Европы оказываются меж двух, а то и тех огней – антиизраильскими настроениями левых, антисемитизмом правых и зависимости социалистов от поддержки мусульманского электората. Неудивительно, что алия из Франции прошлом году превысила даже число репатриантов из Украины, где идут военные действия.

Долгие годы Европа надеялась, что следующие поколения иммигрантов из стран ислама воспримут западные ценности и вырастут французами, британцами, немцами и т.п. Однако случилось ровно наоборот: именно дети и внуки первых иммигрантов, согласно опросам, проявляют наиболее сильную враждебность к обществу, в котором живут. Большинство расистских и антисемитских преступлений совершается родившимися в Европе молодыми мусульманами. Именно они отправляются воевать в Сирию и Ирак и возвращаются с огромным террористическим опытом и обширными связями в экстремистских организациях.

На словах европейские лидеры осознают эту угрозу. О ней говорил в своей предновогодней речи на французском телевидении Франсуа Олланд, пообещавший посвятить 2015 год борьбе с расизмом и антисемитизмом. Но на практике, как заметил один журналист, демократия совершенно не готова к борьбе с терроризмом.

Изменится ли что-нибудь после январских терактов во Франции? Осознает ли Европа, что Запад и Израиль борются с общим противником и должны быть заодно? Маловероятно. Европейские руководители боятся обвинений в антиисламизме еще больше, чем террористов. Поэтому шаги навстречу палестинским требованиям станут еще активнее – таким образом Европа будет демонстрировать свою поддержку так называемым "мирным" мусульманам, чьи боевики пока не добрались до Старого Света и воюют только против Израиля.

Евреи будут все чаще уезжать, а Европа продолжит лечить антисемитизм лозунгами и бутафорскими таблетками. Наверняка ей придется еще не раз пережить кровавые теракты. Неизвестно сколько их должно произойти, чтобы европейские политики научились видеть врагов до того как они берут в руки автомат Калашникова.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK