Роковая ничья

Роковая ничья

Правительство Беннета–Лапида потерпело первое крупное и, возможно, роковое поражение. Кнессет отклонил компромиссное предложение по Закону о воссоединении семей. Голоса разделились поровну, а это означает, что законопроект не утвержден. 

Закон о воссоединении семей (он же – Закон о гражданстве) с 2003 года ограничивает право палестинских арабов, вступивших в брак с гражданами Израиля, на получение израильского гражданства. Принят он был во избежание демографического бума в арабском секторе и по соображениям безопасности, поскольку так называемое «воссоединение» стало лазейкой для террористов, проникающих в Израиль. Как свидетельствует статистика, 15% арабов, ставших израильтянами, причастны к террору, а в Восточном Иерусалиме и среди бедуинов Негева эта цифра еще больше. За прошедшие годы ничего не изменилось; ШАБАК по-прежнему считает отмену закона угрозой для безопасности страны.

Действие Закона ежегодно продлевалось комиссией по внутренним делам, и такие решения принимались без проблем, поскольку у власти находилась правая коалиция. И вот на смену ей пришло правительство, которое зависит от голосов арабской РААМ и левой МЕРЕЦ. Депутаты РААМ согласились вначале воздержаться при голосовании, а позже – даже проголосовать с коалицией за компромиссный вариант закона (в итоге один из них все же воздержался). Возможно, добиться этого было не так трудно, поскольку Мансур Аббас не заинтересован в притоке в Израиль радикальных арабских элементов – сторонников ХАМАСа или Объединенного списка. 

Оставалась проблема с МЕРЕЦ и Ликудом. Эти две идейно противоположные партии, правая и левая, привели правительство к кризису, одна – из принципа, другая – из-за жажды реванша.  

МЕРЕЦ заранее объявила, что будет голосовать против законопроекта о воссоединении семей, даже если РААМ воздержится. Защищая права арабского меньшинства, левые политики не впервые идут дальше самих арабов, чьи реальные интересы им не так важны, как собственные идеи. Их электорат, высокообразованный левый истеблишмент, вполне самодостаточен и легко простит своей партии потерю власти, но не отступление от принципов.  

В то же время, именно от МЕРЕЦ, причем от ее арабского депутата Иссауи Фриджа, поступило компромиссное предложение – продлить закон на шесть месяцев, а не на год, как обычно, и за это время выработать рекомендации для «гуманитарных случаев». Таким образом, самая левая из израильских партий передала власти ясный месседж: мы хотим сохранить правительство и даже готовы на компромисс, но до известного предела. По этому предложению в конечном итоге и прошло голосование.

В Ликуде же сложилась ровно противоположная ситуация. Запрет на воссоединение полностью соответствует идеологии движения, которое спокойно продлевало его из года в год. Однако голосование по этому вопросу открыло уникальную возможность для свержения правительства, поскольку без голосов МЕРЕЦ ему требовалась поддержка оппозиции. 

Утром 5 июля представители Ликуда одержали первую победу, не допустив передачи обсуждения Закона в комиссию Кнессета по иностранным делам и обороне. После этого стало ясно, что голосование в Кессете будет настоящим полем боя. 

Выступая незадолго до пленарного заседания, бывший премьер Нетаниягу однозначно дал понять: оппозиция выскажется против продления Закона, потому что ее главная задача – любой ценой свалить правительство. Похоже, лидер Ликуда сам искренне верит и старается убедить общество, что «неправильное» правительство может принимать только «неправильные» законы. Когда же восстановится «правильная» власть, обещает Биби, будет наконец принят «правильный» Закон об иммиграции, до которого у правой коалиции не доходили руки в течение почти 20 лет. 

Не ограничиваясь выступлениями, Нетаниягу встретился с депутатом от «Ямины» Амихаем Шикли и убедил его голосовать против закона. Голос Шикли в конечном итоге и стал причиной роковой ничьей в голосовании Кнессета.

В какой-то степени этот результат закономерен. Одни правые и левые создали это правительство, другие правые и левые его развалили. Если отбросить идеологическую начинку, то политическая борьба проходит по тому же сценарию, что и всегда: правительство пытается любой ценой устоять, оппозиция раскачивает лодку и рвется к власти. Разница в том, что в идейно неоднородной коалиции противникам легче найти слабое место. 

Идеологические противоречия - это мины, заложенные в фундамент коалиции, состоящей из правых и левых фракций. В худшем случае одна из этих мин в какой-то момент взорвется и разнесет правительство в клочья, в лучшем же их придется каждый раз долго и мучительно обезвреживать. Даже если правительству удастся выйти из нынешнего кризиса, в дальнейшем его на каждом шагу ждет борьба за выживание. Эта борьба грозит привести к полному параличу власти, к невозможности принимать важные для страны решения – как это и происходит сейчас.


 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK