Реформы или угрозы?

Реформы или угрозы?

Биби Нетаниягу сформировал правительство не только ценой больших политических и финансовых уступок. Ему пришлось пожертвовать своей репутацией в глазах тех, кто еще сохранял к нему уважение.

У амбициозного Нетаниягу наверняка есть план по исправлению своего реноме. В противном случае эта каденция станет для него последней. Вопрос, что он может сделать, чтобы вернуть доверие общества.

Определенные надежды связаны с экономическими реформами, которые планирует новый министр финансов Моше Кахалон. Под его контролем сегодня оказались практически все инстанции, связанные с этой сферой. Картину портит лишь тот факт, что любое начинание Кахалона может торпедировать финансовая комиссия Кнессета, где коалиция имеет преимущество всего в один голос, а главой назначен представитель ультраортодоксов Моше Гафни.

Реформы жилищной политики правительства, прописанные в коалиционном соглашении между Ликудом и «Кулану», выглядят очень привлекательно. Здесь и изменение тендеров на жилую застройку, и увеличение фонда социального жилья, и разрешение на использование зарубежных подрядчиков, и децентрализация рынков строительных материалов. Отдельно прописано, что 80% новых квартир будут продаваться молодым парам до 35 лет и одиночкам старше 35 лет, не имеющим собственного жилья, а налоги на так называемые инвестиционные квартиры существенно вырастут.

Если Кахалону действительно удастся изменить существующую ситуацию на рынке жилья, это принесет ему заслуженную славу. Нетаниягу как главе правительства тоже многое простится за доступное жилье для молодых. Но на этом пути слишком много препон. До сих пор всеми привилегиями в жилищной сфере пользовались ортодоксы, и вряд ли они захотят уступать кому-то свои льготы. Даже если финансовая комиссия одобрит реформы Кахалона, не стоит забывать про могущественное лобби строительных подрядчиков, зарабатывающих свои миллионы за счет высоких цен на жилье. Кахалон, конечно, вдохновлен совершенной им в прошлой каденции революцией в сфере сотовой связи, но нужно учесть, что сравнительно молодые компании-провайдеры никогда не обладали в Израиле такой силой, как кабланы. Разумеется, последние сделают все возможное, чтобы сохранить рынок. То же касается идеи Кахалона разрушить монополию трех крупнейших банков – слишком влиятельные круги заинтересованы в том, чтобы ее сохранить. И у тех, и у других наверняка имеются рычаг давления и на депутатов, и на самого Нетаниягу.

Даже при самых благоприятных обстоятельствах и полной поддержке правительства и Кнессета, строительная реформа – слишком долгий процесс. Ее итоги станут очевидны не раньше, чем через три-четыре года, а правительство может рухнуть в любой момент.

Может быть, Нетаниягу планирует изменить политическую систему, избавив ее от коалиционной торговли и раздачи постов и портфелей за счет налогоплательщиков? Это выглядело бы странно сразу после того, как он заключил коалиционные соглашения стоимостью 20 миллиардов шекелей и добился расширения правительства. Но премьеру не впервой совершать развороты на 180 градусов. Другое дело, что посягнуть на систему ему не позволят соратники по коалиции. Не только ортодоксы, но и Беннет, и реформатор Кахалон на этом этапе выступят против любых нововведений вроде иного принципа назначения министров. Не для того они «выбивали» себе кресла и портфели, чтобы от них отказываться.

Проще всего провести реформу в СМИ. Возможно, именно этим собирается заняться премьер, судя по увольнению гендиректора министерства связи Ави Бергера, приближенного Гилада Эрдана, который отказался занять предложенный ему министерский пост. Обозреватели считают, что цель Биби – не только поставить на место Бергера верного человека, но и изменить всю медиасферу. Война за СМИ началась с закона о бесплатных газетах, известного также как «закон Исраэль ха-Йом». Сегодня подавляющее большинство изданий симпатизирует левому лагерю и настроено против Нетаниягу, поэтому не удивляет его желание хотя бы уравновесить ситуацию. Вероятно, Биби также надеется, что с верными СМИ, по старому анекдоту, никто не узнает, как он проиграл Ватерлоо. Но происходящее на медиа-рынке не так сильно волнует общество, и никакая газета не сумеет внушить населению, что рост налогов и цен – показатель успешной политики.

Самый выигрышный способ для руководителя вернуть народную любовь – это маленькая победоносная война. Однако мало надежды на то, что Израиль под предводительством Биби сможет разгромить ХАМАС или Хизбаллу. Наиболее удачный вариант – удар по ядерным объектам Ирана, но никто не может гарантировать, что это не приведет к опасной эскалации. Скорее всего, нас просто будут все время пугать близкой войной, под угрозой которой народ должен сплотиться вокруг правительства Нетаниягу.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK