О коллективном лицемерии

На днях комиссар ООН по правам человека, иорданский принц Зеид Раад аль-Хусейн назвал отмену разрешений, выданных палестинцам на въезд в Израиль "коллективным наказанием", которое запрещено международным законодательством. Как известно, министерство обороны отозвало все разрешения, общим числом около 80 тысяч, выданные палестинским арабам на посещение Израиля во время Рамадана. Кроме того, после атаки террористов Тель-Авиве армия блокировала Газу и палестинские территории Иудеи и Самарии до окончания праздника Шавуот.

Решение израильского правительства осудил также МИД Франции. Его глава Жан-Марк Эйро заявил, что оно грозит привести к эскалации насилия.

Международное сообщество не смогло проигнорировать теракт в Тель-Авиве, но все же нашло причину раскритиковать Израиль, который наказывает тысячи "невинных палестинцев". Никто из критиков не обратил внимания на уточнение: во время блокады жители территорий будут допускаться в Израиль по экстренным медицинским или гуманитарным соображениям, а в пятницу им будет разрешено молиться на Храмовой горе.

Организация "Amnisty International" постоянно обвиняет Израиль в нарушении международного законодательства, имея в виду блокаду Газы и разрушение домов террористов. Отдельные нарекания вызвали новые правила, введенные в разгар "интифады длинных ножей". Ведь они разрешают сносить дома террористов а также дают полиции право блокировать целые районы Восточного Иерусалима. В международных кругах эти меры называют коллективным наказанием невиновных.


Коллективное наказание входит в понятие коллективной ответственности, которое словари определяют как форму ответственности группы людей за действия, совершенные одним или несколькими членами этой группы. Пожалуй, самое долгое из таких наказаний - две тысячи лет гонений на евреев, которых христиане обвиняли в казни Иисуса.

В наши дни классическим вариантом коллективного наказания является терроризм, поскольку люди становятся его жертвами лишь потому, что живут в определенном месте или принадлежат к той или иной нации/культуре/цивилизации.

В прошлом коллективные наказания были обычным делом. Во время Второй мировой войны нацисты уничтожали целые деревни в ответ на действия партизан и убийства своих военных. (В скобках следует заметить, что Холокост, как и любой геноцид, нельзя назвать коллективным наказанием – Гитлер стремился уничтожить евреев без всякой причины.)

О зверствах нацизма знает весь мир. Менее известны факты коллективного наказания голодом и лишениями, которому просвещенные страны-освободители подвергли население Германии после капитуляции. Американское и британское командование намеренно препятствовало поступлению продовольствия на занятую союзниками территорию. В результате, согласно конфиденциальным отчетам, смертность в Германии в 1945 году по сравнению с довоенным временем выросла в 4 раза среди взрослых и в 10 раз – среди детей. Эта политика проводилась с ведома правительств США и Великобритании, которые официально провозгласили ответственность всего немецкого народа за ужасы войны и нацизма. В общем и целом мир с ними согласился. Вроде бы по логике вещей мир должен признать коллективную ответственность палестинцев за террор, который многие из них открыто поддерживают. Однако вместо признания происходит осуждение Израиля.

Женевская конвенция 1949 года запретила взятие заложников и репрессии против гражданских лиц. Несмотря на это, все современные войны ведутся по принципу коллективного наказания. Ковровые бомбардировки – начиная с Дрездена и кончая Ираком. Атомные бомбы, сброшенные на мирные японские города Хиросиму и Нагасаки. В 1956 году, подавляя восстание на Кипре, британские войска выселяли местных жителей из домов везде, где совершались нападения на военных и полицейских. Американцы сжигали целые деревни во Вьетнаме. По оценкам специалистов, мирное население составляет до 90% жертв в современных военных конфликтах.

В 21 веке мало что изменилось. В Египте после терактов 2004 и 2005 годов на курортах Таба, Нувейда и Шарм-аш-Шейх, наряду с джихадистами, было арестовано множество местных бедуинских лидеров. Египтяне снесли более пяти тысячи бедуинских домов на Синае, обвинив население в симпатиях к террористам. В цивилизованном мире сочли это внутренним делом Египтом.
В 2008 году армия Пакистана сравняла с землей деревню Спинкаи, где военные обнаружили склад оружия мятежников. Были взорваны или разрушены бульдозерами магазины, бензоколонки, жилые дома, рынок и даже больница. Можно представить, какой шум поднялся бы во всем мире, если бы нечто подобное сделал ЦАХАЛ, найдя оружие в палестинской деревне.

Если исходить из положений Женевской конвенции, Израиль можно упрекнуть только в разрушении домов, где проживают семьи террористов. ЦАХАЛ не проводит этнических чисток и операций устрашения, не берет заложников и т.п. Что касается запрета на въезд с территорий, то он сам по себе не может считаться наказанием. Ведь палестинцы не признают еврейское государство – так зачем им туда приезжать, делать покупки, лечиться, работать? То, что власти все же выдают такие разрешения - исключительно добрая воля Израиля, так же как и право отменить их по своему усмотрению. Иначе мы должны назвать коллективным наказанием ограничения на въезд, введенные странами Европы для беженцев, которых тем самым лишают определенных жизненных благ. Европейские страны хотят сохранить у себя порядок, но того же хочет и Израиль, и он к тому же защищает безопасность своих граждан.

Наконец, международное сообщество само подвергает жителей еврейского государства коллективному наказанию. Никак иначе не назовешь разные формы бойкота и санкций, а также решение Еврокомиссии о маркировке продукции, произведенной за "зеленой чертой". Но ни ООН, ни правозащитников это не беспокоит.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK