Ни влево, ни вправо

Ни влево, ни вправо

На днях израильские левые обратились к испанскому парламенту с просьбой признать палестинское государство. Ранее схожее обращение было направлено в британский парламент. Группа израильских антропологов поддержала идею Американской антропологической ассоциации бойкотировать Израиль.

Среди тех, кто подписывает такие письма – ученые, писатели, журналисты, актеры. Их называют предателями, но по большей части, эти люди – такие же патриоты Израиля, как их оппоненты. Просто они иначе видят путь к безопасности и процветанию еврейского государства. Как сказано в одном из их обращений, «шансы на выживание и продолжение существования Израиля зависят от создания палестинского государства … на основе взаимного признания Израилем Палестины и наоборот».
Разделение на «право» и «лево» в Израиле довольно относительно и меняется со временем. В 70-е годы прошлого века ультралевыми называли тех, кто считал возможным переговоры с лидерами ООП. Верно, что соглашение Осло заключило лево-центристское правительство, но все последующие руководители шли по его стопам и продолжали диалог с преемником Арафата.

Когда-то только крайние левые настаивали на ликвидации поселений Газы и выводе армии из Южного Ливана.Со временем эти шаги были осуществлены избранным правительством Израиля. Сегодня левые говорят о разделе Иерусалима требуют прекратить строительство на территориях. Нет никакой гарантии, что завтра эти темы не будут обсуждаться на двусторонних переговорах. Да, левые всегда бегут впереди паровоза, но нельзя не признать, что паровоз движется к обозначенным ими станциям. Левые просто более нетерпеливы, они хотят, чтобы правительство Израиля, сказав А, сказало бы уже и Б.

Но у власти вот уже более десяти лет нет ни планов, ни четкой стратегия. Правительство тянет время и избегает проявлять инициативу, лишь запоздало реагируя на внешние вызовы – как военные, так и политические. Единственная стратегия заключается в том, чтобы сопротивляться палестинскому напору и заговаривать зубы международному сообществу в ожидании, когда оно вдруг встанет на нашу сторону. Но этого никогда не произойдет, поэтому такая стратегия – это путь в никуда.

Многолетняя нерешительность власти заставила народ народ Израилю самостоятельно искать выход из отчаянной ситуации. Предыдущая концепция очевидно зашла в тупик. Военные операции и мощная армия не предотвращают войны, которые происходят все чаще;террор видоизменяется, но не исчезает. Попытки решить проблему политическим путем тоже проваливаются – новые уступки порождают новые требования. В этом замкнутом круге каждый старается найти выход сообразно своим убеждениям.Правые говорят: надо строить поселения, возводить стены, не отдавать ни пяди Эрец Исраэль и безжалостно уничтожать врагов. Левые: надо уступить один раз и навсегда, чтобы новых претензий не возникало, дать палестинцам государство и попробовать с этим государством жить в мире. В конце концов, все остальное мы уже пробовали.

По сути же и те, и другие хотят одного – чтобы больше не было войн и мы могли спокойно жить в своей стране. Никто не готов к тому, чтобы Израиль вечно оставался военным лагерем. Терпение на исходе, дело доходит до радикальных выходок – правая молодежь устраивает акции «тагмехир», левые просят другие страны «надавить» на Израиль.

Но главная проблема не в том, кто из них прав (скорее всего, никто), а в том, что люди с противоположными взглядами все меньше воспринимают друг друга как соотечественников, как единый народ. Левый и правый«лагеря» порой ненавидят друг друга сильнее, чем террористов, которые стремятся уничтожить и тех, и других.В народе и раньше не было полного единодушия, но сохранялась какая-то иллюзия общей судьбы. Сегодня и ее нет.

Этот драматический раскол углубляется уже не один год на фоне полного безразличия и самоустранения правительства. Во времена, когда власть проводила откровенно правую или левую политику, людям в какой-то степени было легче – они знали, на чьей они стороне. Сегодня политическая верхушка заигрывает попеременно то с левыми, то с правыми, очевидно преследуя единственную цель – сохранить власть и доступ к кормушке. В этой ситуации раскол в обществе даже выгоден власть имущим, потому что разобщенными людьми легче управлять и манипулировать.

При этом правительство ведет себя так, как будто знает единственно верный путь, а потому общество должно ему довериться. Но всем давно ясно, что этот путь не найден, нет никаких планов и «дорожных карт» и нет новых Герцлей и Жаботинских, которые могут этот план выработать. У политиков же не хватает мужества в этом признаться, чтобы не потерять остатки авторитета. Стоит ли удивляться, что даже умные люди обращаются к чужим парламентам с призывом решить наши проблемы.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK