На пути к банановой республике

На пути к банановой республике

В последнее время на фоне карантина ведутся споры между минфином и министерством образования. Финансовое ведомство требует, чтобы учителя вели дистанционное обучение только на полставки – больше им все равно не заплатят.

Как обычно, все упирается в деньги, и ситуация в образовании у нас еще хуже, чем в здравоохранении – если хорошая медицина нужна всем, то хорошее образование считается роскошью. По уровню инвестиций в дошкольные учреждения Израиль находится на третьем месте с конца среди стран OECD (Организация экономического сотрудничества и развития), а по затратам на школьное обучение – на 23-м из 34. До уровня цивилизованных стран нашей системе просвещения не хватает примерно 13 миллиардов шекелей. Министерство оправдывает такие низкие цифры тем, что население Израиля растет слишком быстро. Но при этом деньги на субсидирование религиозного образования у государства находятся! Еще одна проблема израильских школ, в отличие от европейских, - переполненность классов, которая сегодня не просто неудобна, а опасна. Нереально сохранить дистанцию в помещении, где находится 40 человек, поэтому школы рискуют стать новыми очагами распространения эпидемии.

Минпрос всегда котировался невысоко и служил мелкой разменной монетой в коалиционной торговле. Долгое время его бросало из одной крайности в другую, от МАФДАЛа (национально-религиозной партии) к МЕРЕЦу. При этом редкий министр не пытался реформировать школьную систему по-своему, отменяя нововведения своего предшественника. Учитывая частую смену правительства, школьники и учителя порой успевали за один учебный год столкнуться с двумя диаметрально разными подходами. При этом каждый руководитель перераспределял и без того скудный бюджет сообразно своим убеждениям. Например, при Нафтали Беннете возобновилось государственное финансирование частно-религиозных школ, где не преподаются базовые предметы, и появились программы усиления религиозной составляющей в светском образовании. Сейчас минпрос снова собираются отдать фракции «Ямина», хотя там очень недовольны такой нищенской подачкой.

Низкий статус образования обусловлен еще и ограниченным спросом на образованных людей. По данным Банка Израиля, около 40% обладателей первой академической степени работают не по специальности, а 14% выполняют работу, не соответствующую их квалификации. Можно понять, почему выпускники израильских вузов массово уезжают за границу. Наше высшее образование пока ценится в мире, но университеты и колледжи – это скорее коммерческие предприятия. Учеба в них обходится в такие суммы, как будто она нужна только самим студентам. Государство не делает ничего, чтобы помочь молодым людям получить хорошее образование. Единственная структура, которой они нужны, – армия, готовая оплачивать лучшим выпускникам обучение по востребованным профессиям, чтобы иметь в своих рядах грамотных специалистов.

Самая низкая популярность – у педагогических колледжей: туда идут студенты с низким баллом психометрии, а часто и с нулевой мотивацией. Работа в школе не привлекает талантливых молодых израильтян, хотя зарплаты учителей у нас соответствуют уровню OECD, а у воспитателей в детских садах они даже выше. Но эта работа непрестижна и неблагодарна, и в ней мало ценятся современные методики. Соответственно, учителям неинтересно работать, а детям – учиться.

Да, есть отличные школы, прекрасные учителя и чрезвычайно продвинутые дети, которые выигрывают международные олимпиады и конкурсы. Но это скорее исключение, чем правило. Родители, озабоченные будущим своих детей, должны сами искать хорошие школы, платить за дополнительные занятия и репетиторов – вдобавок к школьным поборам, которые и так обходятся в круглую сумму.

Неудивительно, что израильские школьники в целом показывают все более низкие результаты в международных исследованиях и экзаменах вроде PIRLS и PISA, оценивающих понимание прочитанного, знание математики, естественных наук и компьютерных дисциплин. Специалисты объясняют это тем, что наши учебные программы слишком консервативны и стандартны. Попросту говоря, в израильских школах не учат думать, не развивают творческие способности учеников.

А может быть, Израилю просто не нужны образованные и умные люди? Ведь главное, что от них требуется, – правильно голосовать на выборах, а тем, кто не умеет думать, легче вешать на уши пропагандистскую лапшу.

Но эксперты предупреждают: низкий уровень школьного образования тормозит развитие экономики и ситуация в этой области становится все критичнее. Да, не думающими и плохо подготовленными людьми легче управлять, но кто тогда будет выводить страну из кризиса (а ведь он наверняка не последний)? Кто будет запускать в космос спутники, разрабатывать новые технологии? Ведь даже гениальным еврейским мозгам нужны знания и навыки. Иначе все, у кого эти мозги есть, уедут в другие страны и увезут своих детей, а Израиль превратится в банановую республику, знаменитую не стартапами, а количеством министерств на душу населения.

Автор//: Ира Коган

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK