Кто останется, когда все уйдут

Кто останется, когда все уйдут

В последнее время на фоне сообщений о близком разгроме Исламского государства появилась информация о том, что другие участники военных действий собираются уходить из Сирии. Особенно удивляют слухи о выводе боевых подразделений Хизбаллы - мол, к концу года на территории страны останутся только "эксперты" для консультаций сирийской армии.

Недоверие Израиля к этой новости понятно: закрепление шиитской группировки у наших северных границ до сих пор считалось одной из самых актуальных угроз для еврейского государства. Именно о предотвращении присутствия "Хизбаллы" и Ирана в приграничной зоне шла речь, когда в Израиль приезжал с визитом министр обороны РФ Шойгу. Содержание переговоров не разглашается, но арабские источники писали, что между Москвой и Иерусалимом возникло разногласие о размере буферной зоны: Израиль требовал расширить ее до 40 километров, Шойгу соглашался на 5-10. Правда, министр обороны Израиля Либерман эти сообщения опроверг.

Россия, со своей стороны, готовится вывести из Сирии большую часть своего личного состава и военной техники, поскольку армия Башара Асада уже не нуждается в массированной поддержке для наступления на ИГ. Останутся только подразделения, защищающие авиабазу в Хеймим, порт в Тартусе и еще несколько российских объектов, часть ракетно-зенитных комплексов и беспилотники для мониторинга ситуации. Эта информация, опять же, не подтверждена официально, хоть и активно обсуждается в СМИ.

Стоит ли доверять таким сообщениям и что они означают для Израиля?

В принципе, в уходе "Хизбаллы" из Сирии нет ничего странного. Да, боевики группировки обстреливали Голанские высоты с сирийской территории и допускали другие провокационные вылазки. Но то же самое они могут делать и из родного Ливана. "Хизбалла" - не такая уж массовая организация. Ее сила – в опоре на местное население, которое она мобилизует в случае войны, а этот "резерв", как и основные базы, находится в Ливане. Кроме того, группировка понесла немалые потери в сирийском конфликте, и ей требуется некоторое время, чтобы восстановить силы – особенно если впереди новая схватка с Израилем. В общем, отступление "Хизбаллы" из Сирии не означает, что Израилю следует беспокоиться или наоборот расслабиться.

Что касается России, то здесь есть повод для размышлений. Трудно представить, что Кремль отдаст под чужой контроль (или оставит без контроля) территорию, с которой началось его триумфальное возвращение в ближневосточный регион.

До сих пор российские военные избегали столкновений с Израилем и игнорировали, порой в ущерб своему имиджу, израильские атаки на объекты в Сирии. Из этого следовал резонный вывод: Россия не хочет воевать с Израилем, поскольку а) значительно уступает ему в военной силе и б) в политическом отношении Россия Израилю не враг.

Но Израиль для России и не союзник, несмотря на тесную координацию в сирийском конфликте. Хуже того, он союзник ее главного соперника - США. Кремлю было бы выгодно, если бы Вашингтон и сейчас оказался втянут в тяжелую военную кампанию вроде иракской. Наиболее вероятный противник США – Иран. Однако вторжение американской армии в ИРИ крайне маловероятно, да и в Сирии американцы вряд ли будут вступать в противостояние с иранскими силами. Даже если случится конфликт между Тегераном и Израилем, США постараются обойтись дипломатической и технической поддержкой. Но в этом случае Белый дом ждут обвинения в предательстве ближайшего друга и союзника. Этот удар по имиджу США станет хорошим козырем для Москвы в ее борьбе с Вашингтоном за звание мирового морального авторитета.

При таком раскладе логично, что Россия отводит свои войска, чтобы не оказаться втянутой в заварушку и наблюдать ее со стороны. А вот Иран, в отличие от прочих, из Сирии не уходит. Подразделения КСИР уже стоят недалеко от границы Израиля, иранские генералы обещают атаковать еврейское государство, и в этом их наверняка поддержат боевики из Ливана…

О таком варианте развития событий предупреждают нас пессимисты, но оно не более реалистично, чем любое другое, даже если все озвученные передислокации достоверны. Более вероятно, что Иран воспользуется своим расположением вблизи израильских границ нагнетания обстановки и мелких провокаций, а имеющая на него влияние Россия получит дополнительный повод для роли регионального миротворца.

Сирия и без Ирана остается достаточно опасной. Хотя ИГ в данный момент контролирует не больше 5% территории страны, многие местные жители в освобожденных районах успели заразиться идеологией мирового халифата, которая предполагает уничтожение Израиля. В любой момент у наших границ может зародиться новая экстремистская группировка и возникнуть новый очаг джихада, который сирийская армия вряд ли способна погасить.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK