Камни с горы

Камни с горы

Как известно, строительство «за зеленой чертой» действует на
палестинское руководство на международное сообщество, как красная тряпка на быка. Тем не менее, оно никогда не приводило к серьезным возмущениям в палестинском обществе. Для этого нужна более веская причина, например, очередное обострение, связанное с Храмовой горой.

Оно всегда сопровождается массовыми беспорядками, которые грозят перерасти в масштабное противостояние. Так уже случалось в 2000 году, когда на Храмовую гору поднялся Ариэль Шарон. Можно сколько угодно – и справедливо – доказывать, что интифада Аль-Акса была подготовлена и спланирована заранее, но именно поступок Шарона стал той искрой, из которой возгорелось пламя.

Храмовой горой называют то место, где находился Первый и Второй Иерусалимский храмы. Сегодня от них осталась только Западная стена, известная также как Стена плача. На месте Храма стоит комплекс мечетей Аль-Акса, третья по значению святыня ислама. Там находится камень, с которого, как следует из Корана, вознесся в небо пророк Мухаммед.

Контроль над Храмовой горой осуществляет Исламский совет ВАКФ, который с 1948 года подчинялся Иордании. После объединения Иерусалима в ходе Шестидневной войны 1967 года, когда Старый город стал израильской территорией, правительство по неизвестной причине оставило мечеть Аль-Акса под контролем Исламского совета. Многие считают, что с этого непродуманного шага и начались нынешние проблемы Храмовой горы. В 2013 году Махмуд Аббас и король Абдалла II подписали соглашение о совместной защите святынь Иерусалима от политики Израиля.

На Храмовой горе действует так называемый статус-кво – установленный порядок, согласно которому немусульмане могут появляться там только в определенные часы, и им запрещено молиться. Но даже при этой системе ограничений, явно дискриминирующей евреев и христиан, вокруг Храмовой горы то и дело возникали скандалы, раздутые ПНА и Иорданией.

Например, в 1996 году был открыт для посетителей так называемый «тоннель Хасмонеев». Хотя он проходил в 300 метрах от горы, Арафат заявил, что израильтяне подрывают фундамент мечети, чтобы разрушить ее и освободить место для Третьего храма. В 2004 году, когда из-за дождей обрушилась часть моста Муграби, виноватым опять был объявлен Израиль. В 2007 строительство нового моста было приостановлено из-за массовых протестов мусульман. При этом никто из хранителей святынь ни разу не осудил за святотатство мусульман, бросающих из мечети камни на молящихся у Стены плача евреев.

Раввин Иегуда Глик долгие годы защищал право евреев молиться на священном для них месте и добивался договоренностей с ВАКФом об урегулировании посещений Храмовой горы, подобно тому, что существует в отношении могилы Праотцев в Хевроне. Если бы удалось достичь такого соглашения, Храмовая гора, возможно, перестала бы служить поводом для крупных волнений.

Совершенное в Старом городе покушение на Иегуду Глика не случайно. К этому моменту арабские хулиганы буянили в Иерусалиме уже не первый день, в столице произошло два автомобильных теракта с жертвами. Но для серьезной эскалации запала явно не хватало. Очевидно стремление экстремистов раскачать ситуацию привычным способом, используя символ Храмовой горы, которую палестинцы считают не только своей святыней, но и фактически своей территорией.

После покушения на Глика израильские власти на короткий срок ограничили доступ на Храмовую гору. В ответ представители ПНА и Иордании обратились в Совет Безопасности ООН, обвинив Израиль в попытках установить контроль над святыми местами ислама. Иордания отозвала посла из Израиля. ООП издала обращение, в котором говорится, что«комплекс мечетей Аль-Акса (то есть, Храмовая гора) «является международно признанной частью оккупированного Государства Палестина».

Обеспокоенность действиями Израиля выразили ОАЭ и Россия. Госсекретарь США Джон Керри посоветовал израильской стороне "не разжигать страсти". Израиль предупреждают,
что его действия грозят вызвать третью интифаду. В этой ситуации премьер-министр Нетаниягу уверяет всех, что правительство сохранит на Храмовой горе статус-кво – то есть, именно тот порядок, который постоянно приводит к столкновениям. Растут разногласия в израильском обществе, где не все понимают, что проблема Храмовой горы не только в том, где кому молиться - опасностью чреваты любые уступки палестинцам в Иерусалиме.

Сефардский раввин Ицхак Йосеф и вовсе призвал евреев отказаться от восхождений на Храмовую гору, поскольку это усиливает ненависть к ним и якобы противоречит галахическим постановлениям.

Трудно понять, почему власти Израиля не могут принять в отношении Храмовой горы законы, четко регулирующее ее посещение и не дискриминирующие немусульман. Зато совершенно ясно, как радикальные палестинские элементы используют и будут использовать впредь этот постоянно тлеющий конфликт.

Ракетные обстрелы слишком дороги, а проникновение шахидов на территорию Израиля в последнее время проблематично. Главное же, как убедились наши враги, - эти атаки не делают израильтян более уступчивыми. Потому сегодня прилагаются усилия, чтобы разжечь «внутреннюю интифаду», используя в качестве боевой силы израильских арабов. Эта стратегия успешно действует в Иерусалиме.

Камни и наезды на остановки превращают жизнь обитателей города в кошмар. События последних дней уже фактически разделили Иерусалим на еврейскую и арабскую части, а отсюда недалеко до политического раздела. Еще немного, и измученные атаками жители сами начнут поддерживать эту идею. А если волнения начнут затухать, экстремисты всегда смогут раздуть их заново, используя лозунг защиты святых мест, который всегда срабатывает безотказно.

Камни с Храмовой горы – это радикальный способ явочным порядком подтолкнуть застопорившийся политический процесс. Палестинцы откровенно толкают его в выгодном для них направлении.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK