И вечный бой… | Фото: AFP

И вечный бой…

Уже стало общим местом рассуждать о том, что после «короны» мир уже никогда не будет прежним – мировые лидеры должны будут сделать выводы из пандемии и принять меры, чтобы она не повторилась. Но по крайней мере, в нашей стране это случится совсем не скоро. Нас не случайно предупреждают о новых волнах эпидемии и о возможном появлении новой опасной болезни, которая потребует новых карантинов и экстремальных мер. Власть готовит население к тому, что чрезвычайное положение будет продолжаться неопределенное время. Неважно, кто выиграет выборы и по какому принципу будет формироваться коалиция. За время, пока длился корона-кризис, и нынешнее правительство, и оппозиция могли убедиться: пандемия - не самое плохое время для управления страной, и даже, возможно, одно из самых удобных.

Конечно, это непредсказуемая ситуация, которая создает много проблем и предъявляет руководству серьезные требования. При этом прежние проблемы и вызовы никуда не деваются и становятся только острее. Зато, с другой стороны, многие решения можно спускать на тормозах, мотивируя сложным форс-мажорным периодом.

Экономические реформы, доступность жилья, размер пенсий и пособий, отношения религии и государства, не говоря уж о палестинском вопросе, статусе территорий и терроризме, – все это будет отложено на неопределенный срок, пока вся деятельность государства сосредоточена на борьбе с «короной». Эта борьба будет продолжаться очень долго, независимо от того, какое правительство у нас появится – «только Биби» или «только не Биби».

Казалось бы, власть должна стремиться как можно скорее вернуть страну в нормальное русло, ведь приходится тратить огромные деньги на поддержку населения в условиях закрытых предприятий и продолжительной безработицы. Но в конечном итоге эти вливания обходятся казне дешевле, чем финансирование серьезных экономических перемен и проектов в тех областях, где они давно нужны. Кроме того, любое затягивание поясов можно списать на эпидемию, не говоря уж о повышении налогов, которое непременно ждет нас в ближайшем будущем, по мнению экспертов. Бремя увеличенного налогообложения ляжет, разумеется, на тех, кому повезло сохранить работу, не разориться и не закрыть свое дело во время кризиса. Не случайно уже сейчас некоторые бизнесы предпочитают не открываться в условиях ограничений, а продолжать получать помощь от государства и пользоваться различными льготами. Что касается повышения мизерных пенсий и пособий для репатриантов и социальных случаев, все они будут заморожены под предлогом плачевного состояния экономики, разоренной пандемией.

В политике корона-кризис тоже сыграл свою роль, отодвинув на второй план идеологические разногласия. Перед лицом глобальной национальной угрозы партийные деятели получили возможность проявлять больше гибкости в формировании союзов и поисках партнеров, а также в корректировке своих программ. То, что раньше избиратели сочли бы предательством своих интересов и отступлением от принципов, теперь выглядит простительным компромиссом ради все той же борьбы с «короной». И наоборот: поскольку в этой борьбе случаются и будут случаться просчеты, оппозиция, как нынешняя, так и будущая, получает постоянный повод для критики действующей власти.

В какой-то мере «корона» заменила войну, которая часто помогает руководству выйти из политического тупика. Но войну нельзя вести бесконечно, потому что ответственность за ее ход, за жертвы и разрушения несут лидеры государства. За поведение вируса никто не отвечает, достигнуть перемирия с ним невозможно, поэтому бой с ним можно вести практически вечно.

Да, «корона» выявила все больные места общества, начиная со здравоохранения и образования и кончая острыми внутренними разногласиями. Но было бы наивно надеяться, что хотя бы в этих сферах нас ждут серьезные перемены. Все, что сейчас делается в стране – временные решения, заточенные под ситуацию эпидемии: ковидные отделения в больницах, капсульные классы в школах, тестирование, центры вакцинации и т.п. Ни одно профильное министерство не сделало серьезных попыток выйти за эти рамки. Мы выйдем из эпидемии с той же медициной, той же школьной системой и теми же конфликтами – дополнительные компьютеры и аппараты ИВЛ ничего не изменят.

Многие обозреватели согласны с тем, что после выборов будет образовано новое правительство «короны», которое просуществует ровно столько, сколько сохранится необходимость чрезвычайных мер. Нужно ли добавлять, что в интересах этого правительства сохранять эти меры как можно дольше, чтобы оставаться у власти? Наиболее реальные прогнозы таковы: не меньше года или даже двух пройдут под знаком продолжения эпидемии или, в лучшем случае, преодоления ее последствий. Ни на какие радикальные перемены в экономике, обществе, политике и социальной сфере в это время рассчитывать не стоит.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK