Фаворит возвращается

Фаворит возвращается

Бывший министр просвещения и внутренних дел, бывший фаворит Ликуда Гидеон Саар возвращается в большую политику. Об этом он объявил на встрече однопартийцев в Акко. Саар, которого в свое время называли наиболее вероятным преемником Нетаниягу, подтвердил, что собирается участвовать в ликудовских праймериз, а не создавать собственную партию. По его словам, необходимо укрепить Ликуд перед лицом требований об отступлении к границам 67-го года. Обозначив таким образом свою задачу, Саар дал понять, что нынешнее руководство способно поддаться международному давлению, поэтому партии требуется более бескомпромиссный лидер.

Для Нетаниягу это неожиданный и оскорбительный выпад. Всю каденцию его упрекали в создании "самой правой в истории Израиля" коалиции, в потакании ультраортодоксам и торпедировании мирного процесса. Правда, депутаты от "Еврейского дома", со своей стороны, ставили премьеру в вину недостаточную приверженность национальным идеалам. Биби в самом деле приходилось то и дело сдерживать напор Беннета и его коллег. Но теперь ему внутри его собственной партии бросает вызов политик, который позиционирует себя как более правый. Достаточно ли этого, чтобы занять место главы Ликуда?

В ноябре 2014 года Гидеон Саар ушел в отставку, объяснив это желанием проводить больше времени с семьей. В июне 2015 года он начал работать в Институте исследования национальной безопасности (INSS) под руководством Амоса Ядлина. В своих редких интервью Саар говорил журналистам, что вернется в политику, если почувствует необходимость и возможность осуществить важные изменения. Такой повод, видимо, дает ему решение американского президента Дональда Трампа содействовать палестино-израильскому урегулированию и заявление ЛАГ о границах 67-го года. Кроме того, недавно Израиль оказался на волоске от досрочных выборов, и Саар спохватился, что может пропустить свой шанс.

Проведенный на днях опрос общественного мнения показал, что, если бы выборы состоялись сегодня, Ликуд уступил бы партии Яира Лапида два мандата (в соотношении 27:29). Но под руководством Саара нынешняя правящая партия набрала бы столько же мандатов, сколько и "Еш Атид" - за счет голосов, оттянутых у НДИ и "Кулану".

Насколько можно доверять этим цифрам – с учетом, что выборы пройдут не сегодня и не завтра? Два мандата – слишком небольшая разница, чтобы ликудовские активисты, от которых зависят итоги праймериз, делали на нее ставку. Гидеону Саару нужны более весомые аргументы, чтобы убедить коллег поставить его во главе партии.

Что мы знаем о взглядах Саара? Он противник принципа "два государства для двух народов", но не поддерживает призывы к аннексии, считая, что палестинские территории не являются частью Израиля. Решение Саар видит в создании иордано-палестинской федерации либо в региональном обмене территориями с участием соседних стран (идея красивая, но для ее осуществления нужно уговорить "дочку Ротшильда", то есть Иорданию и Египет). Для борьбы с террором Саар предлагает решить раз и навсегда проблему палестинских нелегалов в Израиле, бороться с подстрекателями (например, высылая их в Газу) и увеличить строительство в еврейских кварталах Иерусалима. Также он постоянно критикует правительство за недостаточно жесткое ведение анти-террористических операций против ХАМАСа, который не боится за свое существование и фактически диктует Израилю режим войны либо прекращения огня. Что касается Сирии, то лучшим вариантом Саар считает ее раздел на несколько анклавов.

Все это не тянет на убедительную программу - скорее, на набор благих намерений. Правда, программы нет и у Нетаниягу, а Саар, вероятно, ближе к делу представит на суд общественности более обоснованный план действий. Пока же у него есть несколько неоспоримых преимуществ. Он достаточно молод, энергичен и при этом обладает солидным политическим и руководящим багажом. Депутат Кнессета с 2003 года, перед выборами 2009 Саар занимал второе место в партийном списке и дышал в затылок Нетаниягу. Успел побывать министром образования (2009-2013) и внутренних дел (2013-2014). Был секретарем правительства, входил в состав различных комитетов и комиссий, включая военно-политический кабинет.

Но главное преимущество Саара в том, что он – не Биби. Нынешний премьер правит слишком долго, и это все больше раздражает и его коллег по партии, и избирателей. В израильском выборном процессе большую роль играет фактор "Нимаста!" - "Надоел!". Из-за него с политического небосклона уходили даже фигуры, более популярные, чем Нетаниягу – просто потому что общество требовало перемен.

До сих пор Биби сохранял власть за счет того, что в сложной международной обстановке народ Израиля не решался отдавать свои голоса левым партиям, а радикальные взгляды "Еврейского дома" и НДИ разделяли далеко не все. Появление нового лидера в Ликуде сможет стать в этой ситуации удачной альтернативой "смене коней на переправе" и сохранит избирателей, уставших от всевластия Нетаниягу. Тот факт, что новый лидер собирается придерживаться более правого курса, только воодушевит традиционный партийный электорат.

"Ахиллесова пята" Саара, в которую будут активно бить все его противники – симпатии, которые он испытывает к харедим. Незадолго до отставки с поста министра внутренних дел Саар инициировал указ о запрете торговли в Тель-Авиве по субботам. Газеты пишут о его сближении с духовными авторитетами из "Яхадут а-Тора", соблюдении субботы и растущем уважении к традициям. Население устало от религиозных войн, так что, если Саар намерен создавать преференции для ультраортодоксов, ему придется тщательно скрывать это при подготовке к праймериз. Впрочем, Нетаниягу все равно не сможет использовать против своего соперника эта оружие, ведь вряд ли кто-то способен защищать интересы харедим больше, чем нынешний глава Ликуда – и народу это хорошо известно.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK