Баронесса в стране аятолл

Баронесса в стране аятолл

Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и безопасности баронесса Кэтрин Эштон впервые посетила Иран. Этому визиту предшествовало несколько раундов переговоров “шестерки” (представителей США, Англии, Франции, Германии, России и Китая) с иранскими дипломатами по сокращению ядерной программы Тегерана. На них обсуждался Совместный план действий, который был принят в ноябре прошлого года и ознаменовал новую веху в отношениях Ирана и Запада.

Многие политики уверены, что окончательное и всеобъемлющее соглашение реально заключить уже в июле. Для Эштон это, по всей вероятности, дело решенное. Ведь она, по ее собственным словам, приехала в Иран с “дружественной миссией”, от имени 28 государств, входящих в ЕС, обсуждать не ядерную программу, а расширение сотрудничества между Ираном и ЕС. Эту мысль с удовольствием подхватил иранский президент Хасан Роухани, который мечтает восстановить со странами Европы экономические связи, основанные на взаимовыгодных договорах по торговле энергоносителями и транзите товаров. Роухани заверил Эштон, что его правительство, которое он назвал "правительством благоразумия", готово конструктивно взаимодействовать со всем миром. Кроме экономики, его интересует сфера безопасности – борьба с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком, а также урегулирование кризисов в Сирии, Афганистане и Ираке. Для Эштон эти слова – бальзам на душу, ведь она не раз отмечала важную роль Ирана в ближневосточном регионе, особенно в деле разрешения сирийского конфликта. Для полной идиллии Тегерану не хватает только включиться в мирный процесс между Израилем и палестинцами.

Конечно, без разговора о ядерной проблеме не обошлось. Ведь иранские власти рассчитывают, что визит баронессы ускорит подписание соглашения, за которым последует дополнительное ослабление санкций. При этом, разумеется, должны быть учтены национальные интересы и законные права Ирана, как подчеркнул министр иностранных дел ИРИ Джавад Зариф.

Впрочем, иранские СМИ недовольно замечают, что согласование деталей соглашения займет минимум год, а само оно рассчитано на 20 или даже 25 лет. И все это время Запад будет шантажировать Тегеран угрозами вернуть санкции.

Но этот скепсис остался незамеченным. По-настоящему испортила Эштон визит в страну аятолл история с захваченным израильтянами судном, полном иранского оружия для террористов Газы. Власти Ирана тут же заявили, что не имеют отношения к этому инциденту, и баронессе этого оказалось достаточно, чтобы его проигнорировать, несмотря на доказательства, представленные Израилем.

Сдержанность представителя Евросоюза объяснима. За заявлениями об экономическом сотрудничестве ЕС и Ирана стоит вовсе не гуманное стремление помочь ослабленной санкциями стране, а прямой интерес стран Европы. В свое время европейцы, прежде всего Британия, были вытеснены с иранского рынка. Возвращение утраченных позиций началось лишь в конце 1990-х – начале 2000-х годов и было прервано введением международных санкций. С их ослаблением у Европы появился новый шанс – не случайно Лондон поспешил восстановить дипломатические отношения с ИРИ чуть ли не сразу после избрания Роухани. Рассчитывает на свою долю и Франция, мечтающая вернуть лидерство в поставках автомобилей в Иран.

Ситуация обостряется приходом на иранских рынок новых конкурентов – России и Китая. Так, российские государственные корпорации претендуют на сотрудничество в таких сферах, как атомное машиностроение, энергетика, железнодорожное строительство. В пику им европейские государства предлагают Ирану контракты с европейскими компаниями в сфере атомной энергетики – как подтверждение мирного характера ядерной программы и для “укрепления доверия между Ираном и Западом”. Эксперты считают, что та инициатива одобрена Белым домом, несмотря на то что госпожа Эштон постоянно подчеркивает независимость политики Евросоюза от Соединенных Штатов.

Таким образом, баронессе Эштон было о чем поговорить с руководителями Иранской республики. И разговор о перехваченном иранском оружии был бы здесь несомненно лишним, как и вообще тема поддержки Ираном террористических группировок. Наверняка Эштон не затрагивала и факты нарушения Ираном условий предварительного ядерного соглашения. Призывы израильских руководителей оценивать реальные действия Ирана, а не его "миролюбивую" пропаганду не нашли отклика. Не случайно заместитель госсекретаря США Вэнди Шерман так убеждала Нетаниягу дождаться конца переговоров с Ираном, которые должны привести к успешному заключению соглашения. Но хотя до этого еще далеко, и Европа, и США фактически уже приняли Иран обратно в международное сообщество. Не омраченный неприятными темами визит баронессы Эштон в страну аятолл – еще одно тому подтверждение.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK