Без любви

Без любви

Израильские СМИ кипят от возмущения: власти собираются выпустить из тюрьмы двоих сирийских заключенных - как предполагается, в обмен на возвращение останков военнослужащего Захарии Баумеля. Общественная организация жертв террора "Альмагор" готовится опротестовать этот шаг в БАГАЦе. Гнев оппонентов вызывает даже не факт освобождения сирийцев, а то, что решение было принято в обход военно-политического кабинета и правительства, с разрешения юридического советника правительства и по указу президента. Эксперты не исключают, что шум, поднятый вокруг этого дела, может помешать его осуществлению.

Подобные протесты – абсолютно легитимные и достойные уважения проявления демократии. И СМИ, и общественные организации имеют право требовать информацию, высказывать недовольство решениями руководства и обращаться в суд. Но давайте все же разберемся: чем именно недовольны критики?

Изначально передача останков Захарии Баумеля была подана как жест доброй воли со стороны России. Новость об освобождении заключенных означает прямо противоположное: речь идет об обменной сделке. Это подтвердил и спецпредставитель РФ в Сирии Александр Лаврентьев. По его словам, операция по возвращению останков израильского солдата «не была односторонней акцией» и «служит сирийским интересам».

Для такого противоречия есть два объяснения – и оба они не устраивают раздраженную общественность. Первое – Нетаниягу во время своего последнего, визита в Москву заключил с Путиным тайную сделку, не поставив в известность никого, включая министерство обороны. Второе – Асада разозлило, что останки израильского солдата были вывезены из Сирии за его спиной, он потребовал компенсации, и Израиль под давлением России согласился отпустить заключенных.

Отношение к обменным сделкам в Израиле сложное, и консенсуса по ним как нет, так и не было. Не так давно мы обменяли более тысячи заключенных, среди которых были террористы с кровью на руках, на единственного – но живого! – Гилада Шалита. С точки зрения вреда для государства Израиль освобождение двух сирийских граждан – меньшее из возможных зол. Один из них осужден за контрабанду наркотиков, другой пытался, но не смог совершить теракт на израильском форпосте на Голанах. Первый должен был выйти на свободу уже этим летом, второй – в 2023 году. Никакого урона для нашей безопасности от них ожидать не стоит.

Разочарование и недовольство вызвано другим. Мы-то думали, что Израиль получил от России подарок, пусть приуроченный к выборам и явно работающий на рейтинг действующего премьера. Именно так преподнес нам этот факт сам Биби: «Я пользуюсь влиянием в США и России - и это приносит пользу Израилю».

Оказалось, дело не в том, что Путин любит евреев, хорошо относится к Израилю и благоволит к Нетаниягу. Оказалось, Россия преследовала свои цели – какая неожиданность! Неужели у наших граждан (не говоря уж о журналистах) еще остаются иллюзии, что в политике что-то делается по любви или из «доброй воли»? Каждая страна, каждый руководитель преследует свои интересы и все, что происходит между государствами и их лидерами, так или иначе является сделкой. Мы можем радоваться, что Путин любит евреев достаточно хотя бы для того, чтобы заключать сделки с ними, а не с иранцами, с Биби, а не с Роухани. Но если дружба с Ираном станет для него выгоднее, он поступит иначе, можно не сомневаться. Потому что больше всего он, как всякий правитель, любит свою власть. Кстати, наш лучший друг Трамп тоже ставит на первое место своих избирателей – произраильских евангелистов, своего зятя-еврея и свою дочь, а не Израиль. Для кого-то это открытие?

Сегодня Путину выгодно сохранять хорошие отношения с Израилем, тем более, что мы в какой-то мере защищаем его интересы в Сирии, не давая Ирану там развернуться. Но и ссориться с Асадом он не хочет. Дело даже не в том, что Кремль так сильно беспокоит настроение сирийского президента. Москве надо сохранить доверие арабских стран и Турции (а это не получится, если играть только в одни израильские ворота), продемонстрировать всему миру позицию «над схваткой», а заодно показать всем заинтересованным сторонам, кто теперь главный посредник по обмену пленными.

Спору нет, Россия провела огромную работу, организовав возвращение останков Захарии Баумеля. Но, как любая работа, она имеет свою цену, и нам ее назвали. Вряд ли журналисты действительно думают, что Путин действовал из любви к народу Израиля или ради избирательной кампании Нетаниягу. Скорее, они получили новый повод лягнуть премьера.

Премьеру с самого начала ставили в вину триумфальное возвращение тела израильского военнослужащего на родину как предвыборный ход - хотя сомнительно, что именно этот фактор принес Ликуду победу на выборах. Теперь к этому обвинению добавляется еще одно – подарок оказался сделкой, да еще заключенной тайно, без соблюдения установленного протокола.

Спору нет, глава правительства должен соблюдать правила, принятые в его государстве. Но современная политика устроена так, что правила пересматриваются на ходу или вовсе отметаются, особенно когда приходится иметь дело с такими лидерами, как Путин и Трамп. Часто выбор стоит так: либо играть по правилам, либо проигрывать. Многие серьезные вопросы сегодня решаются при личных встречах - или не решаются вообще. И если бы Израиль не участвовал в этих играх без правил, не было бы ни захоронения на родине Захарии Баумеля, ни надежды на возвращение останков других пропавших без вести солдат.

Есть также мнение, что нынешняя сделка с Москвой подает сигнал ХАМАСу: Израиль можно заставить отпускать заключенных в обмен на тела своих военнослужащих. Однако террористы и прежде в этом не сомневались. Иерусалим никогда официально не отказывался ни от обменных сделок с врагами, ни от участия посредников. Чье-то посредничество может обойтись нам дешевле, а чье-то дороже, но оно никогда не будет бесплатным.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK