Десять лет спустя

Десять лет спустя

За прошедшие 10 лет наша жизнь стала лучше во всех отношениях – более открытой, обеспеченной, безопасной. Нашим врагам приходится смириться с тем, что Израиль был, есть и будет. Мы держимся в стороне от бушующих на Ближнем Востоке конфликтов, оказывали гуманитарную помощь населению враждебной Сирии и играли роль дипломатического буфера между Россией и США. Международная обстановка в отношении еврейского государства особенно потеплела в последние годы, когда Белый дом возглавил наш друг Трамп. Развиваются связи с самыми разными странами, включая арабский мир. Об этом мы почти ежедневно читаем в газетах и выступлениях политиков.

Насколько это радужное видение разделяют рядовые израильтяне? Чувствуем ли мы, что никогда не находились в такой безопасности, как сейчас (почти буквальная цитата из речи премьер-министра)?

Если говорить об угрозе существованию государства, то так и есть. Никто из соседей не хочет с нами воевать, а Иран и террористические группировки вроде ХАМАСа и Хизбаллы избегают открытого столкновения. Но все эти годы наше государство только и делает, что ищет ответ на вновь возникающие угрозы, вроде подземных тоннелей или огненного террора, а наши операции против ХАМАСа все меньше похожи на победу. Враги держат страну в постоянном напряжении и могут в любой момент обстрелять практически всю ее территорию. И хотя ракеты из Газы не способны подорвать боеспособность государства Израиль, его жители, особенно в южных районах, вовсе не чувствуют себя в безопасности. Спасибо, конечно, «Железному куполу», но сколько можно обороняться и ночевать в убежищах?

Нечто похожее происходит и с террором. Израиль научился предотвращать массовые теракты, но мало что может сделать против внезапных атак террористов-одиночек. Таким образом, статистический уровень безопасности вырос, но каждый из нас по-прежнему рискует стать жертвой теракта или ракетного обстрела.

Палестинская проблема не решается и не исчезает. Мы то подкармливаем Газу катарскими деньгами, то проводим там военные операции, рассчитывая, что ХАМАС со временем станет мирным и дружелюбным. Время идет, но ни ХАМАС, ни ПНА не меняются. Возможно, этот статус кво даже выгоден государству и правительству сегодня, но рано или поздно с ним придется разбираться нашим детям и внукам.

Главное событие десятилетия в экономике – в нашей акватории наконец-то обнаружено крупнейшее газовое месторождение. Оно позволит Израилю обеспечивать собственные энергетические нужды и выйти на энергетический рынок, вот только неизвестно когда. Хотя Левиафан был открыт в 2010 году, разрешение на его разработку получено лишь в 2016-м из-за разногласий между правительством и антимонопольным ведомством. Пока же рядовые граждане не ощущают перемен, напротив - тарифы на электричество растут.

Мы избежали мировых кризисов, и экономика успешно росла, говорит нам статистика. Одновременно растут цены, за которыми не поспевают доходы. Если в первом десятилетии миллениума цены в Израиле были в среднем ниже, чем в странах OECD, то сейчас они примерно на 20% выше. Рост цен затронул практически все категории товаров и услуг. Только овощи и фрукты в Израиле дешевле, чем в OECD, но и это преимущество с каждым годом сокращается.
 
Особенно впечатляюще – почти вдвое - подорожало жилье. Эту тенденцию не остановила даже программа «Жилье для новосела», задуманная ради сдерживания цен. Молодежь и репатрианты вынуждены залезать в еще более глубокие долги, чем 10 лет назад, чтобы приобрести недвижимость хотя бы на периферии. Что касается зарплат, то они стабильно повышались у высокооплачиваемых работников и почти не менялись, в сравнении с индексом цен, у тех, кто зарабатывает мало. Таким образом, экономическое и социальное разделение углубляется, у нас стало больше богатых и больше бедных, и среднему классу все труднее удержаться выше черты бедности.

В целом нельзя отрицать прогресс во многих областях. Наши технологии закупают в разных странах, а наши специалисты ценятся так высоко, что без труда находят работу за границей. Благодаря программе «Открытое небо» авиасообщение подешевело и израильтяне стали чаще путешествовать. Много едут и к нам, особенно после установления безвизового режима с рядом стран. Победа нашей певицы на Евровидении и проведение песенного конкурса в Тель-Авиве способствовали международному признанию Израиля.

Пущен трамвай в Иерусалиме, открыта железнодорожная линия между Иерусалимом и Тель-Авивом, построены новые современные трассы и развязки. Но сделать нужно в несколько раз больше, потому что дороги все равно забиты, города задыхаются от выхлопных газов, и эксперты говорят об угрозе коллапса.

Можно гордиться тем, каким авторитетом пользуется наше здравоохранение за рубежом. Сегодня к нам едет лечиться весь мир, вот только граждане страны все дольше ждут обследований, приема у специалистов, операций. Страховая медицина медленно, но верно превращается в частную, недоступную для бедных и неимущих. И так происходит во многих областях: страна движется к процветанию, оставляя на обочине слабых и социально незащищенных.

За десять лет Израиль принял больше четверти миллиона новых репатриантов, но положение многих приехавших 20 и 30 лет назад по-прежнему неудовлетворительно. Нас все также подвергают проверкам на еврейство, а тех, кто их не прошел, считают людьми второго сорта. «Русские» политики, несмотря на обещания, так и не смогли добиться достойных пенсий и пособий, упрощения гиюра, введения гражданских браков, и т.п.

Самой провальной сферой оказалась внутренняя политика. Трудно сказать, виноват ли в этом Нетаниягу, бессменно правящий последние 10 лет, но разразившийся ныне правительственный кризис не случаен. Политическая система Израиля нуждается в переменах, а общество – в новых лидерах, которые способны восстановить доверие между народом и властью. Простые люди больше не доверяют тем, кто возглавляет страну, – это главная потеря уходящего десятилетия, и ее не компенсировать никакими экономическими и технологическими успехами.

Автор//: Ирина Петрова

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK