Победители и проигравшие

Победители и проигравшие

Уже второй раз за этот год мы наблюдаем попытки наших партийных лидеров создать хоть какое-то подобие функционирующего правительства – а воз и ныне там. Третьи подряд выборы, которыми нас пугают, вряд ли что-то изменят по существу. Они, эти выборы, имели бы смысл, если бы в результате в политику пришли новые люди с новыми идеями и иными принципами. Но увы, в третий, в четвертый и двадцать пятый раз правительство придется лепить из того, что было, есть и будет. Воистину – а вы, друзья, как ни садитесь…

Впрочем, стоит ли удивляться, что партии не способны договориться друг с другом, если они не могут прийти к единодушию даже в своих рядах? Например, лидеры «Кахоль-Лаван» до последнего момента не могли решить, бороться ли им за правительство меньшинства с опорой на Объединенный арабский список при нейтралитете НДИ или пытаться привлечь в коалицию Либермана. Любая узкая коалиция будет недолговечной и продержится лишь до следующих выборов, зато она позволит сместить Нетаниягу – а это главная цель нынешних баталий. Да, именно так: не создание дееспособного правительства, не выход из политического тупика, не решение проблем безопасности, экономики, образования, здравоохранения, социальной сферы и проч. Единственная истинная тема второго раунда коалиционных переговоров и, возможно, третьих выборов – «только не Биби!» или «только Биби!».

Изначально разногласия между Ликудом и бело-голубыми сводились к тому, кто первый сядет в кресло премьера. Ганц не хотел уступать, когда коалицию собирал Нетаниягу, он стоял на своем весь срок своего мандата, уже понимая, что проиграл. Лидер движения, которое провозгласило своим лозунгом «Израиль прежде всего» мог бы ради блага страны поступиться своими амбициями. Но Ганц, увидев, что власть не дается ему в руки, видимо, решил: не доставайся же ты никому! Пусть у него не будет коалиции, но и у Биби ее тоже не будет. Пустячок, а приятно.

Впрочем, ничего другого лидер «Кахоль-Лаван» решить не мог, даже если бы захотел. Пойти на уступки ему бы все равно не дали соратники по списку. Яир Лапид, Габи Ашкенази, Моше Яалон в конце концов неохотно согласились войти в коалицию, которую возглавит Нетаниягу – но только во вторую очередь. Мол, избиратели не простят политикам, если те не сдержат обещания
не допустить правления Биби. Дай бог, чтобы партийные деятели так же щепетильно относились к другим своим предвыборным обещаниям! Но нет, они почему-то уверены, что коалицию с поддержкой арабов им простят, третьи выборы простят, уход в оппозицию, невыполненные программы, непринятый бюджет – все простят, кроме приоритета Нетаниягу во главе правительства! Можно подумать, что очередность ротации волнует граждан больше, чем проблемы, для решения которых нужна дееспособная власть.

Впрочем, Лапид, Ашкенази и Яалон ничего не теряют. В провале коалиционных переговоров и его последствиях обвинят не их, а Ганца. Создание левого узкого правительства, если оно случится, тоже будет на его совести. Соратники просто подставляют своего лидера, щеголяя своей принципиальностью, на которой постараются заработать электоральный капитал на следующих выборах. Они уже поняли, что немалая часть общества нуждается в лево-центристском политическом блоке, и каждый считает себя достойным возглавить этот блок, если Ганц сойдет с дистанции.

В правом лагере ситуация не лучше. Каких только чертей не водится в тихом омуте Ликуда под внешней личиной сплоченности и верности лидеру! Одни втихомолку готовят «запасной аэродром» на случай, если партия окажется в оппозиции, другие ждут, когда освободится место вожака, чтобы за него побороться, третьи уличают однопартийцев в планах предательства. Так, например, намерение развалить Ликуд приписывают Гидеон Саару, сам же Саар обвиняет приближенных Нетаниягу в клевете. Одновременно курсируют слухи, что две депутатки Ликуда готовятся перейти в «Кахоль-Лаван», и в движении разворачивается «охота на ведьм». Судя по этим разборкам, развал Ликуда – вполне реальная перспектива.

Нетаниягу и не думает соглашаться на вторую очередь в ротации, поскольку, как принято считать, пост главы правительства должен защитить его от предъявления обвинений и/или его последствий. Но дело не только в этом. Трудно вообразить, чтобы «великий Биби» добровольно стал вторым, уступив власть каким-то генералам. Да, он славится умением находить компромиссы, но не в ущерб своим амбициям. Для него и его ближайшего окружения уступить соперникам означает покрыть позором себя и свое движение. Кроме того, Биби никогда в жизни не поступит так, как хотят Лапид и Яалон, и не даст своим врагам возможность реванша.

На самом деле Биби боится не того, что Ганц на посту премьера совершит какие-то роковые ошибки. Наоборот, самое страшное – если у того получится руководить и он вдруг окажется не хуже великого Биби, а то и лучше. Нетаниягу не сделает такого подарка никому из своих соперников, ведь тогда рухнет его авторитет в собственной партии. В преддверии предъявления обвинений он никак не может этого допустить.

Третий интересант этих игр, Либерман, пока наблюдает за происходящим «весь в белом», чтобы в нужную минуту героически спасти страну от третьих выборов, от Нетаниягу, от левой коалиции – смотря какой вариант покажется ему выгодней для собственного успеха и с какой стороны предложат больше.

Остается один вопрос без ответа: где тут забота об интересах общества? Кто об этом думает? Цели политических лидеров сводятся к тому, чтобы соблюсти свои интересы, показать характер и максимально навредить соперникам. Тот, кто в итоге не сморгнет, не уступит и настоит на своем, будет праздновать победу. Что касается народа Израиля, то он в любом случае окажется проигравшим. Можно представить себе, насколько ответственное правительство создадут эти победители – неважно, те или другие или все вместе; как они будут управлять государством. А других, увы, у нас нет.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK