Призыв к выборам

Призыв к выборам

Никогда не было, и вот опять: Израиль снова оказался на пороге коалиционного кризиса. Совет мудрецов Торы, который руководит хасидским направлением харедимной общины, отверг последнюю версию закона о призыве. По требованию Совета, члены списка «Агудат Израиль», входящего во фракцию «Еврейство Торы», должны покинуть коалицию, если текст законопроекта не будет изменен. Это означает развал коалиции, правительственный кризис и досрочные выборы уже ближайшей осенью.

Для парламентариев этот демарш стал неприятным сюрпризом. Предполагалось, что Совет мудрецов Торы не станет возражать против формулировки закона, предложенной министерством обороны. В конце февраля - начале марта, когда правительство чуть не рухнуло в очередной раз, был достигнут компромисс на условиях, казалось бы, устраивающих всех. Каждое учебное заведение (йешива) ежегодно выделяет определенное количество учеников для службы в армии, а остальные получают автоматическую отсрочку, которая, правда, может быть отменена по соображениям государственной безопасности. Йешивы, не выполняющие «план» по призывникам, будут наказываться сокращением бюджета.

Тогда «Еврейство Торы» согласилось поддержать проект бюджета в обмен на голосование по закону о призыве в предварительном чтении. Кризиса удалось избежать. Было решено окончательно утвердить закон в ходе летней сессии. Инцидент казался исчерпанным: обозреватели сходились в том, что это самый мягкий вариант, на который могут рассчитывать харедим, и Совет мудрецов в крайнем случае сделает к нему символические замечания. Было известно, что сами депутаты харедимной фракции договорились не выдвигать дополнительных требований к закону.

Но Совет мудрецов Торы выступил против экономических санкций для йешив, не выполняющих квоты минобороны (хотя для их введения оговорен достаточно длинный «переходный период»). Этот пункт должен быть смягчен либо вовсе убран из законопроекта. Причем сделать это необходимо срочно – до окончания летней сессии осталось пять недель. Премьер-министр Нетаниягу выделил на решение проблемы две недели. Теперь мяч на стороне министра обороны Авигдора Либермана, который был инициатором первого закона о призыве (он же закон о равном распределении обязанностей), отмененного правительством Нетаниягу в рамках коалиционного соглашения с «Еврейством Торы».

Политики и эксперты все время исходят из того, что харедим не выгодно разваливать коалицию: мол, их лидеры сами признавались, что нынешнее правительство – одно из самых лояльных к ортодоксальной общине. Однако при этом упускаются из виду два момента.

Первый - отношение духовных лидеров ультраортодоксов к политике вообще и к парламентской деятельности в частности. Совет мудрецов Торы – сам себе правительство, не менее, а в какой-то степени и более могущественное, чем кабинет министров Израиля. Для него гораздо важнее сохранить доверие свой паствы и статус кво – то есть привилегированное положение религиозного населения, - чем место в коалиции. Парламентарии от ультраортодоксальных партий могут придерживаться иного мнения, но окончательное решение принимают духовные авторитеты (у хасидов - Совет мудрецов Торы).

Да, не исключено, что Совет в конечном итоге пойдет на уступки по поводу призыва. Такой поворот будет означать, что участие в политике становится все важнее для харедим, и это само по себе знаменует интересный этап в жизни государства.

Но скорее всего, ультраортодоксальные депутаты пустят дело на самотек, предоставив своим партнерам спасать коалицию. Желающих найдется много, поскольку досрочные выборы сегодня не выгодны никому – точнее, почти никому.

Другое дело, можно ли избежать кризиса перед лицом ультиматума харедим? Да, если правительство договорится подать иск в БАГАЦ с просьбой об отсрочке принятия закона о призыве. Это, как нетрудно понять, не устраивает Нетаниягу. В противном случае все зависит от Либермана, который заранее объявил, что не собирается менять законопроект, выдвинутый министерством обороны.

Либерману действительно отступать некуда. Он заранее признал, что нынешний законопроект не соответствует его убеждениям, и в самом деле - от идеи равного распределения обязанностей и ЦАХАЛа как всенародной армии практически ничего не осталось. В этой каденции лидер НДИ проиграл свою борьбу с религиозным засильем по всем фронтам (вспомним хотя бы закон о супермаркетах). Еще один компромисс может стоить ему потери голосов на выборах, которые все равно случатся раньше или позже. Даже если сейчас Либерман спасет коалицию ценой новой уступки, он выиграет лишь время, которое неизвестно будет ли работать на него.

Это время совершенно не нужно Нетаниягу; наоборот, для него чем раньше произойдут выборы, тем лучше. Шансы Ликуда и его лидера сегодня сильны, как никогда, а его конкуренты и соперники не могут преодолеть разногласий и растерянности. На предвыборную кампанию практически нет времени – сначала период летних отпусков, потом осенние праздники, так что рейтинги партий вряд ли сильно изменятся. Кроме того, до осени против Нетаниягу точно не будут выдвинуты обвинения по многочисленным «тысячным» делам. Не случайно он торопит правительство с доработкой законопроекта по призыву. Его выигрыш в любом случае очевиден: либо он сохраняет лояльную к себе коалицию, либо идет на выборы и получает еще больше мандатов.

Тут мы приходим к второй причине, по которой «Еврейству Торы» тоже не стоит бояться выборов. После новой победы Нетаниягу харедим с высокой вероятностью снова войдут в коалицию. Как показала практика, они создают Биби гораздо меньше проблем, чем традиционные правые союзники Либерман и Беннет, а выполнять их условия премьеру гораздо проще. Так что история закона о призыве может быть еще не закончена. Даже если сейчас будет достигнут консенсус, опции для его пересмотра, изменения или отмены остаются открытыми.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK