Вот кампания какая

Вот кампания какая

Летняя предвыборная кампания 2019 года обещает войти в историю, как самая вялая и невыразительная. Ощущение вторичности создается не только повторением старых лозунгов, но и полным отсутствием новых лиц в предвыборной колоде. Казалось бы, единственная уважительная причина пойти на повторные выборы – дать шанс новым силам, раз старые не сумели построить коалицию. Но вместо новых значимых фигур мы видим в лучшем случае хорошо забытые старые, вроде Барака, да еще Амира Переца без усов.

Почти все идущие на выборы списки строили свою агитацию исключительно на очернении и демонизации соперников. Страна знала и более грязные предвыборные кампании, но вряд ли у них когда-либо была такая слабая идеологическая база. Партии не утруждали себя составлением и продвижением внятных программ, выходящих за пределы трескучих лозунгов. Вероятно, подразумевалось, что, раз избиратель играет старыми картами, то они ему и так хорошо знакомы.

Невозможно отнести к программам совершенно фантастические обещания, вроде привлечения в Израиль 3,5 миллиона новых репатриантов (НДИ), предоставление каждому третьему израильтянину работы в сфере высоких технологий (Кахоль Лаван), осуществления экологической программы в экономике на 420 миллиардов шекелей («Демократический лагерь»). Очевидно, что все эти планы заведомо невыполнимы и придуманы лишь «для красоты». Давно замечено, что чем меньше партия и чем ниже ее шансы попасть в правительство, тем громче обещания – ведь никто в итоге не будет отвечать за их выполнение, а виноватыми окажутся избиратели, которые «плохо голосовали». Есть и еще одна закономерность, характерная для нынешней кампании: крупные списки все больше тяготеют к центру (так что одна и та же партия дает повод обвинить себя в левом и правом уклоне), а мелкие радикализуются как справа, так и слева.

Иранская угроза, к которой традиционно апеллирует правый лагерь, и особенно Ликуд, на этот раз выглядела более реальной из-за эскалации на северной границы. В итоге столкновения с Хизбаллой не случилось, но народ тут же вспомнил Вторую ливанскую и приготовился смириться с обещанным повышением налогов – лишь бы не было войны. Израильтяне, как обычно, ставят безопасность выше социальных проблем. Однако эта тенденция может подвести правых – на фоне постоянных инцидентов на севере и на юге население уже не чувствует себя защищенным при правом правительстве и может обратить свои симпатии на левый лагерь.

Центральная тема выборов, затмевающая даже вопросы безопасности, – Биби или не Биби. На идее свержения главы правительства строится кампания всех противников премьера. Поэтому, строго говоря, необходимости в предвыборных программах просто нет: кто хочет сохранить правление Нетаниягу, проголосует за правых (и, скорее всего, за Ликуд), кто не хочет – за левых. Популярность Кахоль Лаван с ее отсутствием внятной идеи и внутренними разногласиями объясняется лишь тем, что список считают наиболее эффективной альтернативой Ликуду и Нетаниягу. Некоторые эксперты даже считают, что именно пассивность предвыборной кампании Ганца в конечном итоге поможет ему выиграть, как в известной песне Высоцкого: «Мне руку поднял рефери, которой я не бил». В роли действующего главы правительства Биби приходится защищаться от множества упреков и обвинений, а Ганц наблюдает эти битвы со стороны и остается «весь в белом».

Интересна в нынешних выборах роль блоков и партийных союзов. Так, альянс Барак-Горовиц-Шафир спас от провала и политического забвения практически всех его участников, включая МЕРЕЦ, а создание «Ямина» позволило Беннету и Шакед вернуться в игру.

Еще одна характерная черта кампании – участие внешних факторов, которые могут повлиять на ход событий. Известно, например, что Нетаниягу собирается накануне выборов встретиться с Путиным и пытается организовать встречу с Трампом. Первое призвано привлечь к Ликуду голоса русскоязычных избирателей (хотя этот расчет выглядит сомнительным). Второе, вместе с возможной публикацией американского мирного плана, должно оттянуть у левого центра сторонников урегулирования либо, при неубедительных результатах, подготовить почву для создания правительства национального единства. Ликуд, пожалуй, единственный из предвыборных игроков, заранее готовится к разным вариантам исхода выборов, в том числе и к возможному поражению.

Наконец, многие отмечали, что эта предвыборная кампания, по сравнению с предыдущим, резко повернулась лицом к «русской улице». Почти все лидеры поведали публике о своей заботе о репатриантах как в прошлом, так и в будущем. Но на практике присутствие русскоязычных кандидатов в списках минимально и никаких убедительных предложений по облегчению их положения в программах нет. Видимо, наша алия должна радоваться, что о ней вспомнили хотя бы на словах.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK