Между бунтом и апатией

Между бунтом и апатией

Ошибка правительства Израиля не в том, что мы вышли из карантина слишком рано, а в том, что время локдауна не было использована для подготовки к второй волне эпидемии. Только сейчас начинаются обсуждения, что надо срочно делать и что надо было сделать раньше. Но момент упущен и контроль потерян: система здравоохранения на грани коллапса, безработица растет и Израиль падает все ниже в рейтинге безопасных для посещения стран. Какой позор для страны, обладающей высокими технологиями, развитой инфраструктурой оперативного реагирования, опытом преодоления кризисов и лояльным населением!

Зато политики успели поделить портфели, и в следующий карантин мы войдем с самым раздутым, беспомощным и бессовестным правительством в истории государства. Судя по выступлению Цахи Ха-Негби, который назвал «собачьей чушью» то, что израильтянам нечего есть, государственные деятели потеряли контроль не только над «короной», но и над собой. Можно простить власти ошибки и слабость, можно вытерпеть неразбериху, эпидемию, войну и кризис, но нельзя простить пренебрежение.

Дело не только в оскорбительной фразе неумного политика. Пренебрежение к населению и его нуждам проявляется практически во всем: в решении вопросов с пособиями по безработице, в отношении к малому бизнесу и уволенным работникам, к учителям, к обитателям домов престарелых, которых фактически принесли в жертву «короне», в безобразной работе транспорта, в запоздалом тестировании. И одновременно в том, как премьер-министр отчаянно сражается за оплату расходов своей семьи и помощь в покрытии собственных судебных издержек, в том как сам Ха-Негби, министр без портфеля, пользуется всеми льготами и бонусами, которые предоставляет его нелепый статус.

Позвольте напомнить вам, господин Ха-Негби: Израиль пока еще входит в число самых развитых стран. Потребности людей в цивилизованном мире включают не только крышу над головой и питу с хумусом (хотя некоторые из нас уже не знают, чем будут завтра платить за квартиру и на какие деньги купят хлеб). Мы, как и вы, хотим, чтобы наши дети получили достойное образование, чтобы они были одеты и обуты, ходили в кружки и секции. Возможно, вы не в курсе, что почти вся страна живет в долг, выплачивая кредиты буквально за все – от жилья до стиральной машины. Накоплений у израильтян нет, дороговизна нашей жизни не позволяет их делать. И если просрочить возвраты по ссудам, можно в одночасье лишиться последней рубашки.

Извинения Ха-Негби никого не обманули. Все понимают: он раскаялся в том, что высказал свои мысли вслух, но точно так же думают очень многие политические лидеры. В том числе оппозиция, которая сейчас старается поймать тремп на народном недовольстве и клеймит правительство.

«Корона» - это не катастрофа и не война, это просто болезнь, причем не самая страшная из существующих; не чума, не холера, не черная оспа. И в карантине мы находились не год, не два, а всего пару месяцев, но они почему-то стали смертельным ударом для нашей стабильной экономики. Причина не в том, что не хватило сил, ресурсов и финансов, а в том, что власти махнули на нас рукой и занимались своими делами. Если же положение действительно отчаянное и надо затягивать пояса, то пусть господин а-Негби и другие министры подадут пример – откажутся от своих зарплат, офисов, шоферов. Вместо этого верховодящие политики одергивают нас, как раздраженные и усталые родители - капризных детей: хватит ныть! Ешьте, что дают! Не мешайте управлять! - или уговаривают потерпеть.

Что происходит? До сих пор мы всегда были вместе, в одной лодке. Мы не противопоставляли власть и народ. У нас было много претензий к правительству, но скорее мы могли предъявить их себе или друг другу – мы сами выбирали своих лидеров, если не мы, то наши сограждане. Оказалось, что между нами лежит пропасть, и не только финансовая. В нас видят стадо, которое надо гнать в нужную сторону; персонал, обслуживающий элиту.

«Корона» ускорила процесс, который идет уже давно, - исчезновение того, что называют общественным договором: государство заботится о благополучии и безопасности граждан, а граждане платят ему за это налогами, лояльностью и соблюдением законов. Правительство – это служащие на зарплате, которая состоит из наших налогов, и их задача – делать нашу жизнь лучше. Если правительство не выполняет свою часть договора, у граждан тоже нет никаких обязательств.

Когда народ, доведенный до отчаяния эпидемией, кризисом и страхом перед будущим, выйдет на улицы, это будет не демонстрация отдельных ущемленных групп и даже не всеобщая забастовка профсоюзов, а настоящий протест, какого в Израиле еще не было. Он может привести к смене власти, к появлению новых лидеров – и это будет лучший вариант.

Потому что худший – если общество уйдет в такую же апатию и паралич воли, какие мы наблюдаем сегодня у правительства. Для нашей страны это смертельно опасно, и не только из-за «короны».

Автор//: Ира Коган

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK