Мир по-французски или по-саудовски?

Мир по-французски или по-саудовски?

3 июня в Париже в рамках так называемой «французской инициативы» прошла мирная конференция. В ней приняли участие делегации от 28 стран, в том числе госсекретарь США Джон Керри, министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эро, заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов, представители ООН, Европейского союза и Лиги арабских государств. Присутствие Керри, впрочем, было чисто номинальным: из Белого дома заранее предупредили, что у США нет четкой позиции по французским предложениям.

Но и самим участникам конференции удалось добиться немногого. Итоговый документ состоит из общих мест: поддержка принципа двух государств для двух народов, возобновление переговоров на основе резолюций ООН, требующих отступления Израиля к границам 1967 года, обещание разработать новую «дорожную карту» к следующей встрече, запланированной на конец года. Помимо этого, прозвучало дежурное осуждение «подстрекательства, насилия и поселенческой деятельности».

Необходимость конференции объяснялась тем, что возможность создания двух государств приближается к «точке невозврата», а прямой диалог между палестинцами и израильтянами, по выражению главы МИД Франции, «не работает». Французский президент Франсуа Олланд добавил, что распространение террора и экстремизма в регионе связано с нерешенным палестино-израильским конфликтом.

Израиль с самого начала отвергал французскую инициативу как бессмысленную. По словам премьер-министра Нетаниягу, она не способствует решению конфликта, а наоборот, позволяет Махмуду Аббасу уклониться от прямых переговоров.

В ближайшее время Нетаниягу собирается на переговоры с российским президентом Путиным. Ожидается, что он попросит Москву быть посредником в палестино-израильском урегулировании. Похоже, Биби не доверяет больше ни Европе, ни США. Кроме того, он очевидно готов к уступкам и судьбоносным решениям – о желании возобновить мирный процесс говорит включение в правительство Ицхака Герцога.

Однако у Москвы уже давно не таких рычагов давления на палестинцев, какие были во времена Советского Союза. Израилю нужны другие союзники, и методом исключения можно предположить, что это будет Лига Арабских государств. Нетаниягу, вероятно, рассчитывает воспользоваться заинтересованностью арабских стран в стратегическом сотрудничестве с Израилем в борьбе против радикальных исламистов и противостоянии с Ираном. Но могут ли эти общие интересы заставить ЛАГ хоть немного поступиться принципами и ослабить свои требования к Израилю?

На конференции в Париже глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр напомнил про саудовскую инициативу 2002 года, а генеральный секретарь Лиги арабских государств Набиль аль-Араби добавил, что она не нуждается в изменениях и дополнениях. Тем самым арабские страны вслед за Нетаниягу дали понять Западу, что они способны сами разобраться с палестино-израильской проблемой. Мировое сообщество может лишь этому поспособствовать. Для воцарения мира нужно, чтобы Израиль принял саудовские предложения без поправок, от чего до сих пор он категорически отказывался. А это означает все то же отступление в границы 1967 года и создание Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Проблема палестинских беженцев должна быть решена «справедливо и согласованно». Одно время в СМИ ходили слухи, что ЛАГ готова к компромиссам по вопросу беженцев и Голанских высот, но последние выступления арабских лидеров продемонстрировали, что на это надеяться не приходится. Президент Египта Ас-Сиси высказался отдельно, предложив свое посредничество при заключении палестино-израильского мирного договора.

Вряд ли Нетаниягу верит, что Путин сумеет убедить арабские страны умерить свои требования. Рейтинг Москвы в арабском мире сильно упал из-за союза России и Ирана в сирийском конфликте. Но если Запад будет выставлять Израилю такие же условия, то во всех отношениях правильнее принимать их от ЛАГ, которая взамен обещает признание еврейского государства арабским миром, в то время как Европа не может дать нам никаких гарантий ни в чем. Кроме того, если проблема беженцев будет решаться с помощью компенсаций, то этих денег можно ждать только от нефтяных монархий во главе с Саудовской Аравией. Наконец, существует надежда, что в нынешней ситуации арабские страны не станут настаивать на передаче Сирии Голанских высот. Возможно, Нетаниягу как раз и хочет воспользоваться моментом, чтобы сохранить Голаны ценой Палестинского государства.

Но не говоря уж о том, что выгода от этой сделки эта довольна сомнительна, само ее заключение вряд ли осуществимо. От нее, как обычно, под каким-то предлогом откажутся наши партнеры, которым нужна не государственность, а внимание мировой общественности, имидж угнетенной нации и щедрое международное финансирование.

ПНА официально приветствовала французскую инициативу, поскольку она дала палестинцам повод лишний раз напомнить о себе. При этом министр иностранных дел автономии Рияд Малки посетовал на слишком мягкую резолюцию, принятую в Париже «под влиянием отдельных игроков». Очевидно, что от конференции палестинские власти ждали не конкретного плана урегулирования, а очередного осуждения «израильской оккупации».

Тем временем почти все палестинские группировки, кроме ФАТХа, выступили против французской инициативы, которая якобы отвечает только израильским интересам и ведет к «бессмысленным» мирным переговорам. Экстремисты никогда не скрывали, что они не собираются договариваться с Израилем ни на каких условиях и постараются сорвать любой диалог, если он вдруг начнется.

Можно ли ожидать, что мир по-французски воплотится в какие-то реальные результаты? Маловероятно. Подобные инициативы появляются с завидной регулярностью более 25 лет, но ни к чему не приводят. Израиль мог бы не беспокоиться на этот счет и не рассматривать альтернативы в виде мира по-саудовски.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK