Гнойный нарыв: "Дело 3000" лопнуло

Гнойный нарыв: "Дело 3000" лопнуло

“Дело 3000” - скандальное расследование о предполагаемой коррупции премьер-министра Биньямина Нетаниягу и его ближайшего связи с покупкой германских подлодок у концерна Thyssenkrupp лопнуло.

Об этом, и именно такими словами сообщает в большой статье в газете Маарив известный израильский журналист Йоси Мелман, которого трудно заподозрить в симпатиях к Нетаниягу, Ликуду или правым.

Мелман пишет: “Израильская полиция уже знает правду, но из соображений чести или эго не готова признать ее открыто: сделка с государственным свидетелем Мики Ганором была ошибкой. В отношении и полиции, и офиса государственного прокурора, следует применять одно правило: чем больше у них проблем, тем больше оттуда сливов. По меньшей мере, в деле 3000 это превратилось в регулярный ритуал - перед выпусками новостей в 20:00 бросить несколько костей прессе, с тем, чтобы появилась видимость прогресса в расследовании дела”.

Мелман указывает на то, что два других дела, которые с не меньшей помпой расследует полиция против Нетаниягу - дело о сигарах и шампанском (“дело 1000”) и дело о сговоре с владельцем Едиот Ахронот Нохи Мозесом (“дело 2000”) тоже заканчиваются пшиком. В первом случае полиция требует обвинить Нетаниягу во взяточничестве, но юридический советник правительства готов говорить только о нарушении доверия, а во втором просто непонятно, как Нетаниягу можно “пришить” взяточничество.

Не менее мрачные перспективы и у дела 3000. Нетаниягу не проходит по нему ни в качестве обвиняемого, ни в качестве свидетеля. Также никакого обвинения не будет предъявлено его личном адвокату Давиду Шимрону. Более того, обвинений также , скорее всего, не предъявят и бывшему командующему ВМС Элезеру (Сини) Марому. Маром работал советником Мики Ганора - но через два года после того, как ушел в отставку и после заключения контрактов на поставку субмарин. Марона арестовали, конфисковали его личный компьютер и телефоны, обвинили во взяточничестве, аферизме и нарушении доверия. Он наотрез отверг все обвинения, и предъявить ему в рамках дела также нечего - за исключением того, что его связь с Ганором дурно пахнет.

Еще один важный сановник, проходящий по делу - Авриель Бен Йосеф, бывший генерал ВМС и бывший член Совета Национальной Безопасности. Он был арестован в ноябре 2017. Полиция объявила, что у нее есть достаточно доказательств для того, чтобы обвинить его во взяточничестве и нарушении доверия. Он получал взятки от германского бизнесмена в обмен на продвижение его интересов в деле об охране израильских оффшорных месторождений. Есть только одно маленькое “но” - это никак н связано с покупкой подлодок.

Единственный человек, которого могут обвинить по делу 3000 - Давид Шаран, бывший глава бюро Нетаниягу и директор EAPC (Трубопровод Эйлат-Ашкелон).

И это - сердце проблемы. Ганор сумел обезопасить себя со всех направлений - даже там, где ему ничто не угрожает.

Ганор, бывший подполковник ВМС Израиля, сумел, благодаря своим связям в Израиле, Германии и Австрии, добиться того, чтобы его назначили представителем Thyssenkrupp в Израиле. Он заменил на этом доходном месте бригадного генерала ВВС в отставке Шайке Барката. Барката, конечно же, выставили “жертвой” Ганора. Правда в том, что оба взаимозаменяемы, а Ганор, возможно, располагает лучшими связями в мире бизнеса. Как и сообщалось в израильской прессе, Ганор сумел добиться того, чтобы его комиссионные были повышены до 5 - по сравнению с 2,5% Барката. То, о чем пресса сообщить “забыла” - Thyssenkrupp через некоторое время снова снизил комиссионные до 2,5%.

Мелман напоминает: “Несмотря на разногласия о том, сколько подлодок необходимо Израилю, покойный командующий ВМС генерал Авраам Буцер сказал мне 15 лет назад, что ЦАХАЛу нужны девять субмарин. За 20 лет Израиль купил пять, каждая из них стоила полмиллиарда долларов. В 2014 Нетаниягу и министр обороны Эхуд Барак решили купить шестую. Через год начальник Генштаба Гади Айзенкот , из-за бюджетных ограничений решил отложить приобретение шестой. Через некоторое время Нетаниягу вмешался в это решение, и шестая подлодка была куплена. Израиль получит ее в 2021 году. Одновременно, премьер-министр проталкивал заключение дополнительного соглашения с Ангелой Меркель о приобретении еще трех подлодок - которые должны были заменить три первые. Тогдашний министр обороны Моше Яалон, даже если и был против этого - на тот момент никак своего мнения не проявил. После того, как он покинул министерство обороны, злой и раненый произошедшим, он начал обвинять Нетаниягу в коррупции”.

Одновременно, флот начал планировать приобретение четырех надводных кораблей для охраны израильских оффшорных месторождений. Министерство обороны объявило тендер, в котором приняли участие верфи из Испании, Италии и Южной Кореи. Thyssenkrupp в тендере не участвовал, зная, что его цены - гораздо выше тех, которые предлагает Израиль.

Нетаниягу снова вмешался и вынудил Яалона отменить тендер. Источники, близкие к премьеру, утверждают, что он сделал это под давлением канцлера Ангелы Меркель. Она хотела, чтобы контракт достался Thyssenkrupp. Нетаниягу потребовал, чтобы цены были снижены - и немцы на это пошли. И в этом есть логик - ведь немцы раньше сделали скидку и на подлодки - на сумму 1,5 миллиарда долларов.

Министерство обороны колебалось с отменой тендера. Тут в картине снова появились Ганор и Шимрон. Они обратились к юридическому советнику министерства обороны Ахазу Бен-Ари. Это казалось очень неприличным - но он и действовали в полном соответствии с соглашением о предотвращении конфликта интересов, ранее одобренном тогдашним юридическим советником правительства (ныне - судьей Верховного Суда) Менахемом Мазузом. Мелман пишет: “Это было очень некошерно - но законно”. В соглашении - 30 статей, расписывающих действия Шимрона в двух его различных ипостасях - в качестве государственного служащего и в качестве частного адвоката.

Наконец, есть проблема с хранилищем аммиака. Когда начались переговоры о переводе хранилища из Хайфы в Негев, правительство решило, что нужно устроить тендер. У Thyssenkrupp - одно из крупнейших химических подразделений в мире. Компания, вместе с несколькими другими, заинтересовалась предложением. Thyssenkrupp надеялся на то, что участие в проекте зачтется ему в качестве исполнения обязательства о покупке исходных материалов, предусмотренном в соглашениях о покупке военных кораблей для ВМС. Шимрон от имени Thyssenkrupp вышел на высокопоставленного сановника в министерстве экономики Зиву Эйгер. Ганор утверждает, что в случае, если бы хранилище в Негеве было построено, Шимрон, друг Нетаниягу, получил бы 20% от стоимости сделки. Шимрон на следствии показал, что в соглашении не было ничего особенного, и это “нормально” для адвокатов получать подобные проценты. В любом случае, соглашение заключено не было, завод не построили, Шимрон денег не получил.

За те шесть лет, которые Шимрон представлял интересы Ганора (в соответствии с соглашением о конфликте интересов, одобренном юридическим советником правительства Мазузом) он получил 800 тысяч шекелей. Ганор получил от Thyssenkrupp 11 миллионов евро. Ганор утверждает, что Шимрон получал по 20% и за сделки с кораблями для ВМС. Шимрон наотрез опровергает это обвинение и утверждает, что 20% он мог получить только по несостоявшейся сделке по переносу хранилища аммиака. Издеваясь над следователями, Шимрон сказал на допросе: Покажите мне эти 10 миллионов шекелей, которые Ганор заплатил мне”. Нет ничего - ни мейлов, ни счетов, ни меморандумов для подтверждения обвинений Ганора. Есть слово против слова - и, несмотря на это, полиция может попытаться предъявить обвинение Шимрону.

На фоне всего вышеперечисленного, Мелман задается вопросом: а стоило ли полиции заключать соглашение с Ганором? Полиция рассчитывала на то, что через Ганора ей удастся обвинить Шимрона, и через него - Нетаниягу. Но его показания инкриминируют только Шарана. На сделке с правосудием заработал только Ганор. Ганор отсидит год в тюрьме и заплатит 10 миллионов шекелей штрафа. Не так уж плохо для главного коррупционера Израиля. Единственное, чего добились организаторы всего этого шоу - демонстрации той гнили, которая подтачивает изнутри израильский истеблишмент.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK