Вдвоем на "Линии жизни"

Вдвоем на "Линии жизни"

Интервью с актрисой Евгенией Додиной и музыкантом и композитором Ави Беньямином в преддверии вечеров «Странная такая…» проекта «Линия жизни». Ави Беньямин примет участие на одной из «станций» этой программы.

- Женя! И Ави! В конце июня мы ждем вас обоих на сцене в одном вечере, на одной сцене, на которую и Ави придется выйти из-за кулис, из его музыкальной «башни». Приходилось ли вам уже вместе отвечать за свои проступки вот так – перед залом, на одной сцене вдвоем, перед всем любящим народом?

Женя: - Да приходилось, но не так серьезно. «Не так серьезно» - это я действительно серьезно вам ответила. «Линия жизни» для меня – не просто вечер-бенефис «Странная такая», не только столь необходимое общение с публикой, но и повод вспомнить, соединить воедино разрозненные было воспоминания, в том числе и общие творческие с Ави. Конечно, у нас бывали общие проекты – мы много лет проработали в одном театре. Но вот такого сценического дуэта, или дуэли – как получится, пожалуй, еще не было. У нас будет некое разделение ролей, но не буду пока раскрывать семейную тайну – кто из нас будет играть, кто петь, а кто говорить. Пусть это станет сюрпризом.
Ави: - Если же все-таки серьезно, то предстоящие вечера «Странная такая» - это полный режиссерский сценический театральный проект, интересный нам всем процесс поиска нового выражения на сцене. Результаты это поиска и будут представлены зрителям – причем не только в заранее отрепетированном виде, но и в диалоге свободного общения. Но не надейтесь, что я буду мешать Жене все время. Я появлюсь только на одной из станций ее «Линии».

- Мне, как человек пишущему, кажется, что все всегда немного фантазируют – просто, чтобы «звучало красиво». А что в вашей творческой семье – как видит «красивый» процесс общения с залом актриса, и как – музыкант?

Женя: - Фантазировать нам точно не придется. Жизнь умнее и хитрее любых фантазий. Линия жизни иногда настолько запутанна, неожиданна и непредсказуема, что кажется, что все это придумал Барон Мюнхаузен. Но все это – правда. Идея вечеров «Линия жизни» заставила нас многое вспомнить, переворошить архивы памяти. Как будто мы читаем заново книгу, которая когда-то была интересна и забылась. Есть любимые книги, которые мы перечитываем, каждый раз вспоминая или открывая что-то новое, по-иному оценивая события прошлого.
Ави: – А в этот раз это не просто любимая книга, а личный дневник. Мы просматриваем старое кино еще раз и заново все переживаем.

- Не страшно ворошить свое прошлое?

Женя и Ави: - Мы вспоминаем только хорошее. К тому же жизнь доказывает, что и то, что казалось плохим, в результате приносит позитивный опыт. Этот проект позволил нам произвести некую переоценку ценностей, и оказалось, что хорошего было куда больше. У нас в жизни много произошло случайного и многое – случайно. Но все случайности – не случайны.

- Что такое вообще актерство и насколько это отлично от всем присущего лицедейства?

Женя: - На мой взгляд, не так уж во многом профессиональное актерство по замыслу отлично от общего лицедейства, хотя у всех свои представление об игре и масках. У зрителей свои взгляды на актерство, у актеров – на аудиторию. Но актер должен все эти представления соединить, сделать так, чтобы зрители не ушли равнодушными, чтобы мы что-то заронили в их души и дали возможность прикоснуться к искусству. Что же касается самой игры, то я - человек интуитивный, если играю неправильно, то у меня начинает все болеть физически. Все пришло постепенно, из жизненных наблюдений, в нужный момент «выстреливших». Когда я читаю пьесу или сценарий в первый раз, я просто доверяю своей интуиции, и точно знаю, что должно быть у героя: взгляд, движение, улыбка, походка. Но главное – уверенность в том, что ты все делаешь правильно.

- В спектакле «Персона» по киноповести Ингмара Бергмана у вас, Женя, роль без слов – потрясающая роль. Вербальность и визуальность – есть ли пропорции этого сочетания у профессиональных актеров?

Женя: - Да, безусловно есть, но с каждым спектаклем эти пропорции меняются. Это как курица и яйцо – одно беспрерывно вытекает из другого. Что же касается «Персоны», то этот спектакль стал для меня не просто еще одним шагом в карьере, а ступенью. Даже двойной ступенью – до этого я никогда не играла «молчаливую» роль , и при этом еще и две главных роли в одном спектакле, работая над ними одновременно. Спектакль по мотивам киноповести Ингмара Бергмана был сделан в совместной постановке двух театров - «Габимы» и театра «Резиденс» из Мюнхена. Эта история причудливого переплетения двух женских судеб. Одна из них - актриса, прославившаяся в роли Электры. Вторая - вдова, которая по долгу службы, как медсестра, занимается уходом за актрисой. У меня есть подруга – немецкая актриса Юлиана Тулер. Однажды на фестивале в Берлине нас поселили в одну гостиницу. Мы пили кофе, и Юлиана в шутку сказала: «Давай сделаем спектакль «Персона» - там одна героиня на протяжении спектакля говорит, а вторая молчит. В Германии ты будешь молчать, а в Израиле - я. Мы засмеялись, а потом одновременно сказали: «Почему бы и нет?». Так мы и сделали этот спектакль. Когда начали репетировать в Германии, я поняла, что там есть свой способ «изобретать»: текст получаешь на английском, режиссер и партнеры по сцене говорят с тобой по-немецки, есть синхронный переводчик на иврит, а все, что я хочу почитать для своей роли – на русском.

- В спектакле о чужой жизни вы сыграли две главные роли. А в «Линии жизни» вы будете играть одну - главную роль – свою, саму себя. Вам не страшно?

Женя: - Страшно. Это страшнее, чем обычное предпремьерное волнение, забирающее и энергию, и силы. Но со временем я научилась с этим справляться. В театре, когда мне по роли надо спуститься в зал и общаться со зрителями, я стараюсь «смотреть вдаль, не смотря». Мне трудно смотреть в глаза другим, есть в этом определенная энергетика, которая может сильно «выбить» и потому мне столь важна «четвертая стена» в театре. Она мне необходима, чтобы во время игры пытаться не обращать внимания на зрительный зал. В театре зритель выбирает для себя крупный план. При этом, когда идет спектакль, я должна посылать энергию так, чтобы почувствовал даже последний ряд, но между жизнью и театром должна быть дистанция. А в «Линии жизни» «четвертой стены» нет. Есть непосредственное общение с залом и мне не скрыться за персонажем, за придуманным образом.

- Современный мир настолько динамичен, что никого не удивляет то, когда актер меняет театры, режиссер – актеров, сами театры – сцены, а зав. лит. частью все отвергает. Возможно ли тихая гавань в актерской жизни?

Женя: - Это идеальная ситуация, но гавань не может быть тихой никогда. Гавань – это моя личная работа, моя личная жизнь, семья, дом. Я так воспитана, так меня учили. Может именно поэтому я за свою карьеру работала только в трех театрах, хотя в Израиле актер меняет театры каждый год, и никого это не удивляет. Моя гавань – некое постоянство. Хотя я сама была удивлена, когда мой переход из «Гешера» в «Габиму» вызвал такой резонанс.

- Ави участвует в Женином бенефисе, а вам, Женя приходилось участвовать в представлениях у Ави?

Женя: - Да, мне приходилось участвовать. Правда пока что только в качестве видео, но все-таки вот такой вот визуальный опыт уже есть. И очень гордилась тем, что стала частью самостоятельного сценического проекта Ави «Звуковые дорожки к еще не снятым фильмам».

- Немало уже говорено о роли театре и кино в актерской жизни, о музыке для кино и театре, но все-таки, уже в сотый раз – где вам вольготнее, где свободнее, на какой площадке комфортнее?

Женя: - Мне важна не площадка, а режиссер и партнеры. Я сейчас одновременно снимаюсь в кино, играю в Тель-Авиве и выездные спектакли, начинаю день в 6 утра и заканчиваю глубокой ночью. Я провожу время с людьми, которым очень доверяю и преклоняюсь перед их талантом. Мне важнее с кем я разделяю творческий процесс, а не то, где он происходит.

- Ави! Речь идет о «Линии жизни» и вдруг вспомнились ваши «Звуковые дорожки». В чем созвучие проектов, помимо названия?

Ави: - «Звуковые дорожки к еще не снятым фильмам» («Live Soundtracks for movies that don’t yet exist») – так назывался мой проект, представленный несколько раз в Израиле . «Live Soundtracks for movies that don’t yet exis» для меня стал возвращением на сцену. Много лет поработав за кулисами и за кадром, я вернулся к публике, осознав, что сцена – этот тот вирус, который заражает навсегда. Давным-давно в Москве, я, будучи выпускником консерватории, в течение одной недели давал концерты в филармонии, как классический пианист и ездил со свой рок-группой «Не ждали» на сейшны в Европу. Репатриировавшись в Израиль, я оказался за кулисами – за кулисами коллективного мифа, то есть сотворения театра «Гешер», написал музыку едва ни не ко всем спектаклям «Гешера» и к десяткам кинофильмов. Я оказался одним из тех, кто творит за сценой – но вновь вернулся на нее. И не один, а своими коллегами, с теми, кого зрители обычно не видят. Они – в моих текстах, в музыке, на экране. В «Live Soundtracks for movies that don’t yet exist» музыка сочиняется, складывается во фразы, раскладывается на слова и собирается тут же в иные музыкальные тексты. Эта музыка сыграна, разыграна по нотам и разложена на мизансцены – как оно бывает в кино и театре.

- Сцена для вас – это экстрим?

Ави: - Возможно даже эпатаж – в век технической революции, в век пресыщения информацией приходится провоцировать публику в духе древней скоморошьей традиции чтобы «достучаться» до зрителей. Но этот экстрим и эпатаж придают моей музыке и игре на сцене ощущение полета. Я проверяю возможности границ творчества в современном мире, когда фантазии и реальность переплетаются благодаря музыке и создают те самые небесные вибрации… Концепция моего шоу – показать изнанку творчества. В этом «Звуковые дорожки» и созвучны «Линии жизни».

Проект «Линия жизни» представляет Евгению Додину в программе «Странная такая...» Русский и иврит, Москва и Тель-Авив, «Гешер» и «Габима», Бабель, Цветаева и Бродский. Фильмы, телевидение, сцена, книга и стихи и одна актриса - всегда неожиданная, всегда светящаяся, всегда доброжелательная, внимательная и любимая. Одна из самых востребованных актрис Израиля Евгения Додина в комедии и в трагедии, в жизни и на сцене, в монологах и диалогах рассказывает о себе, о мастерах и мастерстве, о том, как зажигала факел в День Независимости и отчего у Понтия Пилата так болела голова...

Проект «Линия жизни»: режиссер-постановщик – Михаил Теплицкий, арт-директор - Полина Адамов; музыкальное оформление – Евгений Левитас; ведущий - Александр Гаврилов; продюсеры - Фаина Новоходская и Александр Гаврилов.
Евгения Додина. "Странная такая..."
Тель-Авив, Центр «Сузан Далаль», зал «Ярон Иерушалми», 26 июня 2015 года, пятница, 20.30
Хайфа, зал «Рапопорт», 30 июня 2015 года, вторник, 20.00

Заказ билетов в кассе «Браво»
Справки по телефону– 052-5170884.
Страница мероприятия «Странная такая» в фэйсбуке
Страница проекта «Линия жизни» в фэйсбуке
Следующая встреча проекта «Линия жизни» - встреча с писательницей Мартой Кетро - пройдет в Тель-Авиве в конце августе

Маша Хинич. Фото из семейного архива Евгении Додиной и Ави Беньямина

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK