Нет победителей – нет выборов

Нет победителей – нет выборов

Пока длилась операция «Несокрушимая скала», парламентарии придерживались принципа: «Мы не критикуем правительство под огнем». Критика вспыхивала одновременно с переговорами о перемирии и затихала, когда они срывались. Но после заключения соглашения с ХАМАСом недовольных политиков уже ничто не сдерживало. Осуждающие заявления достигли такого градуса, что обозреватели заговорили об угрозе для коалиции и приближении новых досрочных выборов.

Насколько реальны эти перспективы? Доживет ли коалиция хотя бы до обсуждения бюджета, на котором ломались и более прочные правительства?

На фоне споров о том, кто победил в недавнем противостоянии – Израиль или ХАМАС, – теряется другой вопрос, гипотетический, но от этого не менее важный: мог ли кто-то из нынешних политиков привести государство к однозначной победе? Если бы на него существовал утвердительный ответ, то перспектива новых выборов была бы очевидна. Но даже потенциального, умозрительного победителя сегодня назвать нельзя. А народ остро нуждается в национальном лидере, и пока его нет, не имеет смысла менять одних государственных чиновников на других.

Правые парламентарии во главе с Либерманом (НДИ) и Беннетом («Еврейский дом) упрекают Нетаниягу и министра обороны Моше Яалона в чрезмерных и недопустимых уступках ХАМАСу. По их мнению, соглашаться на перемирие нужно было лишь тогда, когда Газа выкинет белый флаг и прекратит обстрелы. Правый лагерь резонно отмечает, что недобитая террористическая организация быстро восстановится, и через год-полтора нас ждет новая война. Многие израильтяне поддерживают эту позицию. И все же, согласно опросам, рейтинг Либермана и его партии за время операции вырос незначительно, а по некоторым данным, даже упал (напомним, что не так давно НДИ вышла из альянса с Ликудом). Скорее всего, это вызвано тем, что Либерман говорил правильные слова, но действовал все же Нетаниягу. Недоброжелатели лидера НДИ отмечают также, что его позиция очень удобна – за многочисленные жертвы, неминуемые при войне до победного конца, ответил бы своим рейтингом премьер, а Либерман оказался бы «идеологом победы» и главным кандидатом на пост главы правительства.

Другой критик пораженческой политики Биби, Нафтали Беннет, тоже использует момент для привлечения правого электората. У Беннета, при росте популярности «Еврейского дома», также есть шанс вступить в борьбу за кресло премьера, поскольку он наиболее последовательно выражает позицию условной «партии победы» - правых и религиозных сионистов.

Следует заметить, что политические выгоды не мешают партийным лидерам искренне придерживаться тех или иных взглядов – такова особенность политики.
Однако Нетаниягу никому не собирается уступать своего места. Так и не став безусловным победителем, он, тем не менее, не заслужил и клейма побежденного. Его популярность с начала военной операции снизилась с 82 до 38 (по другим данным – до 42)%, но над ним еще витает дух всенародной поддержки. А главное – никто из оппонентов так и не достиг даже этого сниженного рейтинга. Председателя «Аводы» Ицхака Герцога считают достойным занять место главы правительства 12% израильтян, Либермана и Беннета – по 11%, а председателя "Еш Атид" Яира Лапида – всего 4%.
В последние дни появились слухи, что Биби намерен укрепить коалицию, заменив «Еш атид» ортодоксальными партиями, с которыми проще договориться, чем со строптивым и самостоятельным Лапидом. Опасаясь такого поворота, Либерман пригрозил, что покинет правительство вместе с Лапидом. Однако официального подтверждения этим слухам нет, к тому же существует информация (также неподтвержденная), что Либерман ведет закулисные переговоры с ультраортодоксами. Со своей стороны, глава ШАС Эли Ишай заявил, что не собирается участием своей партии спасать коалицию, которая «погрязла в грехе» и скоро развалится.
И все же разговоры о близком развале коалиции скорее похожи на спекуляцию. Двусмысленный итог войны вызвал определенное разочарование в обществе, но этого разочарования мало, чтобы свалить правительство. Одновременно никому из политиков не удалось поймать «тремп» на противостоянии Израиля и ХАМАСа. Что также важно – народ Израиля не готов от обстрелов немедленно перейти к выборам, он нуждается в передышке. Тот, кто ввергнет страну в новую предвыборную кампанию, рискует вызвать возмущение общественности и безвозвратно потеряет симпатии электората.
Политики это понимают. Поэтому, независимо от их категоричных заявлений, они постараются сохранить коалицию, тем более что в ближайшем будущем других поводов для ее краха будет достаточно. Помимо традиционно опасного обсуждения бюджета, кризис может разразиться в ходе возобновленных переговоров с Палестинской администрацией. Территориальные и прочие уступки в сочетании с беспорядками в Иудее и Самарии и волне вероятными терактами сделают позицию правительства гораздо более уязвимой, чем прекращение огня против ХАМАСа. В схожей ситуации Нетаниягу в 1996 году победил Переса и привел к власти правый лагерь. По-видимому, подобного шанса ждет и Либерман – сегодня расклад для него недостаточно выигрышный, а он играет только наверняка.
Не готов к новым выборам и Беннет – не случайно он заявил, что не собирается выходить из правительства, хотя опросы сулят его партии около 19% мандатов и второе по численности представительство в Кнессете. Постараются сохранить статус-кво левые партии, потерявшие поддержку населения во время военных действий.

Но больше всех нужна передышка Нетаниягу. За это время он постарается доказать, что заключение перемирия было правильным решением и жители юга могут спать спокойно. Если ему это удастся, он отчасти вернет себе утерянное реноме и ореол победителя. Есть и другой вариант развития событий – еще одна война, на юге или на севере, которая заставит народ Израиля вновь сплотиться вокруг своих лидеров.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK