Парад без президента

Недавно стало известно, что президент Израиля Реувен Ривлин не примет участия в торжествах по случаю Дня Победы в России, как и многие другие западные лидеры. Российская сторона, безусловно, задета этими отказами, поскольку они, как считают в Кремле, оскорбляют память солдат, отдавших свои жизни в боях с фашизмом.
В свою очередь, западные политики считают неправильным «присутствовать на военном параде на стороне нынешних захватчиков и человека, который использует оружие против гражданского населения Восточной Украины». Так выразился председатель Европейского совета Дональд Туск. Вероятно, решение израильского президента означает солидарность с этой позицией.

Но насколько оно верно? И не станет ли результатом ухудшение отношений между Израилем и Россией?
Практически сразу после отказа Ривлина приехать на День Победы Путин направил письмо главам государств и правительств Лиги арабских государств (ЛАГ), участвующих в саммите в египетском Шарм-эш-Шейхе. В нем глава РФ подчеркнул, что палестинцы имеют право на создание независимого и территориально целостного государства со столицей в Восточном Иерусалиме, и пообещал, что Россия будет всемерно способствовать достижению этой цели. Ряд обозревателей поспешили связать эти два события, утверждая, что заявление Путина сделано в пику Израилю, в ответ на демарш Ривлина.

На самом деле, связь здесь весьма спорная. Кремль всегда поддерживал палестинские стремления к государственности и осуждал поселенческую деятельность. Как известно, российские представители в Совбезе ООН постоянно голосуют за пропалестинские резолюции. Не стоит также забывать, что Путин обращался к лидерам арабских стран, для которых палестинская проблема является «священной коровой». Иными словами, послание президента РФ вряд ли могло звучать иначе. Однако это не значит, что отказ израильского президента присутствовать на празднованиях не будет иметь других, возможно, более серьезных последствий. Пока Россия нам не друг и не враг, но подобные шаги могут сделать ее врагом.

Израиль с самого начала оказался в сложной ситуации из-за российско-украинского конфликта. С одной стороны, необходимо было сохранить отношения и с той, и с другой страной, где проживают крупные еврейские общины. С другой – не поссориться со своим традиционным союзником, США, возглавившим мировою оппозицию Кремлю. До сих пор Израилю удавалось сохранить нейтралитет в этой непростой ситуации. Так, еврейское государство не присоединилось к антироссийским санкциям, что было высоко оценено Москвой. Это могло бы не понравиться Западу, тем не менее, никто не пытался надавить на Израиль.

Но существует еще и третья задача – остаться в обойме цивилизованных «рукопожатных» государств, которые в подавляющим большинстве осуждают российскую политику в отношении Украины. Очевидно, этими соображениями и был продиктован отказ израильского президента ехать на Парад Победы. Хотя для того чтобы выразить свое несогласие с режимом Путина, последовательнее и честнее было бы поддержать санкции.
Вопреки мнению, что в празднованиях примут участие только лидеры стран Африки, свое согласие приехать на Парад Победы выразил ряд европейских руководителей. Среди них – президент Чехии Милош Земан, который не захотел оскорбить память советских воинов, погибших при освобождении его страны.

У Израиля есть все основания принять такую же точку зрения. Для нас День Победы – особый праздник, он отмечается в разных городах страны, а недавно попал в календарь религиозных праздников. Еврейское государство всегда было благодарно Советской армии за освобождение мира от фашизма и спасение европейского еврейства от полного уничтожения и не пыталось оспаривать ее роль во Второй Мировой войне. Долгие годы этот принцип находился вне политики, независимо от того, кто стоял у власти в Москве. В конце концов, войну выиграл не Путин и даже не Сталин, а советские солдаты.

Характерно, что даже канцлер Германии Ангела Меркель, чьи противоречия с Путиным гораздо острее, выбрала компромиссный вариант – она приедет в Москву 10 мая и возложит венок к могиле Неизвестного солдата, тем самым почтив память героев борьбы с фашизмом. Президент Израиля мог бы поступить так же, чтобы не задевать столь чувствительную для России тему.

Отказ Ривлина говорит о том, что он готов зарабатывать очки в глазах Запада даже в ущерб государственным интересам. Отсутствие президента на Параде Победы мало чем поможет Израилю в таких вопросах, как международное признание палестинской государственности, соглашение с Ираном и бойкот продукции с «территорий». Возможно, оно не нанесет значимого ущерба сотрудничеству с Россией. Но факт, что одно из первых своих решений новый президент принял необдуманно.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK