Куда нас вынесет?

Куда нас вынесет?

Будущий год для Израиля во многом будет определяться последними днями года уходящего и отрезком с 1 до 20 января – до инаугурации нового президента США. Прямо говоря – все зависит от того, до какой степени американская администрация постарается осложнить жизнь еврейскому государству. В том, что такое намерение существует, не приходится сомневаться после отказа США заблокировать антиизраильскую резолюцию в СБ ООН. Возможные следующие шаги – американское предложение о двух государствах в границах до 1967 года и его закрепление через новую резолюцию Совбеза.

Какова будет реакция Израиля и нового президента США Дональда Трампа? Как поведет себя новый Генсек ООН Антониу Гуттериш, вступающий в должность уже 1 января? Варианты развития событий могут быть абсолютно разными, даже если не принимать во внимание неожиданные обстоятельства.

Пока протестные действия Нетаниягу носят скорее демонстративный характер. Но если у Биби хватит решимости, то Израиль может пойти на крайнюю меру – выйти из состава ООН. Этот беспрецедентный вызов способен породить цепную реакцию: далеко не всем странам по душе деятельность этой международной организации, которая давно уже стала центром антисемитизма и лицемерия. Стоит Трампу поддержать этот шаг – и ООН просто развалится или превратится во второстепенную структуру. Будут ли страны мира создавать новое, более эффективное объединение или предпочтут заключать союзы по регионам и интересам, предсказать трудно. И то и другое означает такую серьезную внешнеполитическую перестановку, что никакие прогнозы здесь строить невозможно.

Что будет, если Израиль окажется изгоем, покинув ООН или отказавшись выполнять решения Совбеза? Этого боится левая оппозиция, от имени которой Ицхак Герцог призвал немедленно переизбрать Нетаниягу. Но как раз в этом случае досрочных выборов, скорее всего, не произойдет - окруженный врагами Израиль сплотится вокруг своего руководства и очевидно предпочтет правое правительство и сильную армию. Вопрос, надолго ли этой сплоченности хватит. Изоляция скажется на экономическом положении населения и безопасности, чем, разумеется, воспользуются противники Нетаниягу. Не в наступающем году, но в следующем новые выборы возможны – если правительство, сказав "А", не скажет и "Б" - то есть не изменит внутреннюю политику вслед за внешней, не повернется лицом к своему народу, не переориентирует экономику на благосостояние всего общества, а не отдельных кругов. В это, увы, верится гораздо меньше, чем в способность Биби бросить перчатку ООН.

Существует надежда, что ситуация "рассосется". Резолюция Совбеза не предусматривает карательных санкций, и если новый генсек проявит здравомыслие, он не будет настаивать на дополнительных мерах по ее выполнению. Выждав время, Израиль продолжит осторожно строить "за зеленой чертой", ПА – жаловаться, международное сообщество - негодовать.

Здесь тоже остается много подводных камней – намерение палестинцев подавать иски в Гаагский суд на израильских военных и политиков и инициировать против них процессы в судах разных стран, новые санкции и бойкоты со стороны ЕС, вмешательство России, которая захочет помирить Израиль и палестинцев, возобновление интифады и т.п. Но при таком раскладе следующий год не будет принципиально отличаться от прошедшего: чуть больше поддержки со стороны США, чуть прохладнее отношения с Европой, возможно – больше терактов.

Пока продолжается война в Сирии – а она вряд ли кончится в ближайшем году - реальная военная угроза для Израиля существует только со стороны ХАМАСа. Несмотря на напряженность на северной границе, ни группировка "Шухада аль-Ярмук", ни Хизбалла пока не способны напасть на еврейское государство. ХАМАС может устроить еще одну серию ракетных атак против Израиля, а может совершить переворот на Западном берегу и таким образом спутать все карты сторонникам Палестинского государства. Последнее будет выгоднее для Израиля в политическом контексте, но создаст реальную угрозу безопасности.

Наконец, самый печальный вариант – это возможная капитуляция Иерусалима перед ООН и согласие на урегулирование на условиях резолюции. Вряд ли переговоры приведут к какому-либо результату, поскольку наши "партнеры" меньше всего заинтересованы в создании собственного государства. Но в рамках промежуточных договоренностей им удастся отвоевать какую-то территорию, заручиться определенными обязательствами и оставить израильской стороне еще меньше пространства для маневра.

Хуже всего, что у правительства по-прежнему нет внятной внешнеполитической концепции. Вся наша стратегия – это реакция на внешние факторы. Израиль напоминает корабль, который порой успешно борется со штормами, но плывет неизвестно куда без карты и компаса. Куда нас вынесет в следующем году?

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK