Без надежды на статус-кво

Без надежды на статус-кво

Долгие годы Израиль уповал на статус-кво, одним из главных факторов которого была неспособность палестинцев договориться между собой. Мы знали, что вражда между ФАТХом и ХАМАСом непреодолима. Мы верили, что Исмаил Ханийе не отдаст Газу под управление Махмуда Аббаса. Когда двум сторонам удавалось достигнуть соглашения, мы усмехались: долго это не продлится. Действительно, все альянсы ФАТХа и ХАМАСа заканчивались разрывом. Этим летом, уже после создания «правительства национального единства», между группировками едва не разразилась война из-за невыплаченных чиновникам Газы зарплат. Ее остановило только начавшееся противостояние ХАМАСа и Израиля.
Мы скептически отнеслись к тому, что на непрямых переговорах о прекращении огня палестинцы выступали объединенной группой ФАТХа и ХАМАСа. Шанс, что этот союз продержится до того момента, когда должны начаться переговоры об продолжительном перемирии, казался ничтожным. Предполагалось, что ХАМАС нарушит условия прекращения огня, лишь бы не подчиняться ПНА и Аббасу.
И все эти расчеты рухнули в один день. Представители ХАМАСа и ФАТХа в Каире достигли полного взаимопонимания. Но это не самая плохая новость. В конце концов, это не первое палестинское перемирие, и можно рассчитывать, что оно продержится не намного дольше, чем прежние. Гораздо хуже, что и ХАМАС, и ФАТХ тоже это учитывают и постараются извлечь максимум выгоды из своего краткосрочного союза.

Махмуд Аббас – признанный международным сообществом лидер палестинцев – теперь имеет полное право выступать от лица всей автономии. Чем он и не преминул воспользоваться на Генеральной Ассамблее ООН обвинив Израиль в геноциде, расизме и преступлениях во время последней военной операции. Хотя эта гневная речь прозвучала с трибуны ООН, отчасти она была обращена к ХАМАСу и населению Газы. Аббас подтвердил, что целью палестинского правительства является прекращение блокады сектора, о чем давно мечтает хамасовское руководство. Жители же получили надежду, что именно Аббас избавит их от нищеты и безработицы – таким образом, глава ПНА заработал очки для своих людей в Газе на предстоящих выборах.

Ранее Аббас заявил, что не хочет продолжать «бессмысленные» мирные переговоры и собирается представить на обсуждение Совета Безопасности ООН резолюцию об отступлении Израиля к границам 1967 года в течение трех лет. Напомним, что резолюции Совбеза, в отличие от Генассамблеи, являются обязательными к исполнению. США могут воспользоваться своим правом вето, но в этом случае Аббас грозится обратиться во все международные инстанции и суды.
В речи на Генассамблее это требование не упоминалось, но возможно, Аббас просто еще не определился со сроками.

Смысл нынешней активности Абу Мазена в том, что решения и договоренности, принятые в период палестинского единства, останутся обязательными к исполнению и после того, как ФАТХ и ХАМАС в очередной раз рассорятся. Израилю будет практически невозможно доказать, что Аббас больше не представляет всю Палестину, а Газа не соблюдает данные им обязательства. Вряд ли международное сообщество убедит даже новая война – в лучшем случае, она отсрочит выполнение условий Аббаса. А они включают, помимо границ 1967 года, столицу Палестинского государства в Восточном Иерусалиме, освобождение всех палестинских заключенных и право на возвращение беженцев. Даже если мир опять признает Газу террористическим анклавом, а ХАМАС – преступной организацией, Абу Мазен будет требовать выполнения резолюций и соглашений в отношении Западного берега.

ХАМАС, очевидно, готов придерживаться примирения, пока международные спонсоры не восстановят разрушенную Газу, что позволит ослабить недовольство населения, выросшее во время операции «Нерушимая скала». Переход блок-постов в руки палестинских силовиков избавит Газу от контроля международных сил, который предлагался при обсуждении условий перемирия. ХАМАСу будет гораздо легче провозить через КПП грузы, необходимые для восстановления военного потенциала, если там будут находиться силовики Аббаса, а не «голубые каски». Таким образом, когда между ХАМАСом и ФАТХом возникнет новый конфликт, Израилю придется иметь дело с перевооруженной Газой и утвержденным планом палестинского государства на Западном берегу.

До сих пор участие ХАМАСа в правительстве национального единства было для Израиля поводом к прекращению переговоров. Именно поэтому Аббас хочет сначала заручиться поддержкой международного сообщества, которое радостно приветствует палестинское объединение. Требование демилитаризации Газы, на котором настаивает Израиль, может быть формально принято, но отвечать за этот процесс будет тот же Абу Мазен, который объявит Газу демилитаризованной, когда ему это будет удобно. ООН и другие международные структуры поверят ему, как верили до сих пор, и вряд ли Либерман или Нетаниягу сумеют доказать, что он лжет.

У Аббас есть только одна причина придержать свои амбиции – война коалиции с ИГИЛ, из-за которой палестинская проблема снова отходит на задний план. Но не исключено, что именно поэтому ООН поддержит требования палестинцев, стремясь добиться урегулирования хотя бы в одном уголке региона. США, до сих пор выступавшие против односторонних шагов, тоже могут одобрить активность Аббаса – на фоне ударов по Сирии Обаме нужно сохранить свой имидж миротворца.

Отказ Израиля от переговоров грозит спровоцировать новую войну, причем ХАМАС сможет объяснять переход к военным действиям невозможностью добиться окончания оккупации мирным путем. Это объяснение будет находить все больше понимания у международного сообщества, что приведет к дальнейшей изоляции Израиля, а возможно – к легитимации ХАМАСа.

Сложно предсказать, как наше правительство будет решать эти проблемы. Но из последних событий необходимо сделать однозначный вывод: никакой статус-кво не вечен и рассчитывать на него нельзя.

Без надежды на статус-кво | Фото: AFP

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK