А у нас опять ХАМАС

А у нас опять ХАМАС

Впервые в 2015 году в сторону Израиля было выпущено несколько ракет из Газы. Остатки одной из них позже нашли на незастроенном участке. ЦАХАЛ ответил обстрелом севера Газы, где находятся объекты боевого крыла ХАМАСа, "Бригад Изаддина аль-Касама". Правда, ХАМАС опроверг свою причастность к инциденту, но у израильских военных нет сомнений в том, кто выпустил ракеты.

В последнее время хамасовцы занимались главным образом испытаниями новых ракет, пуская их в сторону моря. После окончания операции "Несокрушимая скала" было всего четыре обстрела израильской территории, и осуществлялись они другими группировками. Несмотря на отсутствие жертв и ущерба, эти одиночные атаки еще раз подтверждают, что террористы Газы обладают солидным и постоянно возобновляемым ракетным арсеналом.

Собственно, масштаб этих вооружений стал понятен еще в 2014 году, когда на Израиль обрушилось около 3700 ракет – больше, чем в любой предыдущий год. Под ударом оказалась практически вся территория страны, вплоть до Хайфы. Пришлось окончательно убедиться, что мусульманские святыни и многотысячное арабское население не мешают боевикам вести прицельный огонь по Иерусалиму.

Другим зловещим открытием стали подземные тоннели. Несмотря на усилия, приложенные во время операции, все их обнаружить и уничтожить не удалось. Сразу после прекращения огня ХАМАС приступил к восстановлению тоннелей, используя тяжелую строительную технику и заменяя дефицитный бетон деревянными перекрытиями.

Эти факты хорошо известны и израильскому правительству, и армейским командирам, но реакции на них не видно. Объяснить это нетрудно: точечная атака может спровоцировать новую войну, в которой однозначная победа Израиля невозможна. Кроме того, война вызовет острую критику международного сообщества, для которого палестинцы – вечные жертвы, нуждающиеся в защите. Можно подождать, пока они нападут первыми, но и это мало что изменит. Очередная военная операция, как и все предыдущие, не позволит демилитаризовать Газу – это потребует слишком больших жертв с обеих сторон. Надо отметить, что к жертвам среди военнослужащих морально не готово и израильское общество, которое, несмотря на регулярные столкновения, считает, что живет в мирное время.

Впрочем, эта война все равно произойдет, ведь именно к ней готовится ХАМАС. Но в какой момент она начнется, будут решать боевики из Газы.

Создается парадоксальная ситуация: Израиль бомбит позиции Хизбаллы в Сирии и Ливане, готов атаковать ядерные объекты вооруженного до зубов Ирана, но молча наблюдает, как у него под носом бандитская группировка восстанавливает свой потенциал. Получается, что с самыми близкими, а потому самыми опасными врагами, никак не справиться.

Но может быть, хамасовская угроза "рассосется" сама собой?
Одно время казалось, что власти Газы стремятся к легитимации и потому постепенно откажутся от террора. На это вроде бы указывало и примирение между группировками ФАТХ и ХАМАС, и создание общего правительства. Но выяснилось, что одно другому не мешает. С одной стороны, ХАМАС выразил желание сотрудничать с Международным уголовным судом в Гааге, чтобы инициировать иски против "военных преступлений" Израиля. С другой, представитель движения Халил аль-Хия подтвердил приверженность вооруженной борьбе "за освобождение Палестины". Недавно стало известно, что группа террористов готовила диверсию против израильских солдат в Восточном Иерусалиме.

Одновременно ХАМАС через европейских посредников предлагает Израилю заключить соглашение о прекращении огня на 5 или даже на 15 лет. Но кого могут обмануть эти "миролюбивые" обращения? Сколько существовали договоренности о прекращении огня, столько ХАМАС нарушал их, обвиняя в этом Израиль. А сейчас, когда существует "правительство национального единства", ХАМАС даже не обязан следить, чтобы перемирие соблюдали другие группировки, – формально за это несет ответственность ПНА.

Обычно длительность "тахдии" (временного перемирия) зависит от масштабов разрушений, которые понесла террористическая инфраструктура в предыдущей военной операции. Ведь истинная цель перемирия – передышка и перевооружения. Неслучайно среди требований к Израилю – снятие блокады, поставки строительных материалов, открытие в Газе порта и аэропорта. То есть, все то, что поможет ХАМАСу быстрее вернуть боеспособность. Частично она уже восстановлена: в марте "Бригады Изаддина аль-Касама" заявили, что готовы "встретить армию оккупантов".

Есть расчет на то, что ХАМАС находится в трудном положении, лишившись спонсора в лице Сирии, поссорившись с Ираном и подвергаясь блокаде со стороны Египта, и ему не выгодно воевать. Так же рассуждали военные обозреватели летом 2014 года – но они ошиблись. А сегодня Иран восстанавливает контакты с ХАМАСом, видя в нем самый удобный инструмент для борьбы против Израиля.

Может быть, наши военачальники наконец приняли решение уничтожить террор в Газе и ждут только повода? Трудно поверить в столь позднее прозрение. Если же Израиль надеется получить более весомые аргументы для убеждения международного сообщества, то их не будет. ХАМАС разрабатывает главным образом ракеты малой дальности, неуязвимые для "Железного купола". Западу же обстрелы Сдерота и Ашкелона не кажутся уважительной причиной для проведения серьезной военной операции. Кроме того, международной общественности уже известно из отчета Amnesty International, что от ракет ХАМАСа погибло больше палестинцев, чем израильтян, но никаких выводов из этого не делается.

Конечно, ХАМАС – менее страшный враг, чем Хизбалла и Иран, не говоря уж об ИГ и Аль-Каиде. У него нет шансов победить Израиль и стереть его с лица земли. Но все же это угроза очень близкая и, по-видимому, постоянная. Похоже, регулярные обстрелы и военные операции в Газе стали такой же неотъемлемой частью нашей жизни, как хамсины, инфляция и забастовки.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK