Наступит ли другая эпоха?

Наступит ли другая эпоха?

Решение генерального прокурора предъявить обвинение премьер-министру по трем делам потрясло израильское общество, хоть и было ожидаемо. Политический кризис перешел в юридическую плоскость, и оказалось, что ни политическая, ни юридическая система к такому повороту не готовы.

В истории государства не было прецедента, чтобы действующий глава правительства представал перед судом. Закон предусматривает увольнение премьер-министра после вынесения приговора. До этого он, как и любой гражданин, обладает презумпцией невиновности.

Распространяется ли эта презумпция на право занимать премьерский пост? Баллотироваться в Кнессет во главе крупной партии? Формировать правительство?

Действующий закон ничего об этом не говорит. Между тем, премьер-министр может находиться в этом странном промежуточном положении – уже обвиненного, но еще не признанного виновным – очень долго.

В течение 30 дней Нетаниягу имеет право просить организационную комиссию Кнессета предоставить ему депутатский иммунитет. Но такой комиссии сейчас не существует, поскольку она не была создана после апрельских выборов. Созвать ее можно будет лишь после формирования нового правительства, ориентировочно - в марте следующего года. Правда, Кнессет может проголосовать за срочный созыв оргкомиссии, и тогда дело ускорится, но не существенно. Сами по себе слушания о предоставлении иммунитета могут продолжаться от шести месяцев до двух лет, и даже после отрицательного решения дело не будет сразу передано в суд, потому что Нетаниягу наверняка обратится в БАГАЦ, чтобы опротестовать выводы комиссии.

Если все же дойдет до суда, то разбирательство будет длится около семи лет, как показывает практика подобных процессов в отношении депутатов Кнессета и высокопоставленных руководителей. Все это время, как уже было сказано, закон не запрещает Нетаниягу избираться, возглавлять и формировать правительство. От него требуется только оставить министерские посты.

Таким образом, Биби теоретически может возглавлять правительство еще несколько лет, и предъявление ему обвинений по сути ничего не меняет. Однако речь идет о действующем законодательстве, в котором нет закона, регулирующего такую ситуацию, поскольку она появилась впервые. В Израиле, как мы знаем, прецедентное право. Это означает возможность принятия нового закона, и иное толкование старого. В какую сторону он будет истолкован, во многом зависит от политической ситуации. Здесь юридический процесс опять тесно смыкается с политическим – и было бы странно, если бы в нашем политизированном общество происходило иначе.

Если Нетаниягу повезет в политической игре и он снова возглавит правительство, ему нетрудно будет добиться принятия так называемого «французского закона», согласно которому он остается неподсуден, пока не истечет срок его премьерства. Его противники это хорошо понимают, поэтому ищут возможность не дать Биби удержать власть. Им на руку работает тот факт, что нынешнее правительство считается переходным, его полномочия ограничены, а функции и права главы такого правительства невнятно прописаны в законе.

Видимо, этой лазейкой собираются воспользоваться юридический советник Авихай Мандельблит и государственный прокурор Шай Ницан. Мандельблит уже заявил, что у Нетаниягу будут «юридические трудности» при формировании правительства. Ницан высказался еще более категорично: по его мнению, обвиняемый политик не может получить мандат на создание коалиции. Возможно, правоохранители инициируют новый законодательный акт или поправку, объясняя это тем, что нестандартная ситуация требует прецедентного юридического толкования. От Мандельблита ждут такого заключения уже в ближайшее время.

Возможен и другой вариант - как часто бывает в спорных юридических случаях, вопрос будет решать Верховный суд, причем за желающими добиться судебного запрета Нетаниягу занимать свой пост дело не станет. С другой стороны, на каждое решение БАГАЦа может быть подан встречный иск.

Биби по-прежнему очень сильная фигура, он полон решимости сохранить власть и будет использовать для этого все законные способы – как юридические, так и политические. Необходимость «раздать» министерства, которые он сохранял для себя, теперь ему даже на руку – это позволит подкупить наиболее неустойчивых партнеров. Но все это не гарантирует победы.

Даже если перед Нетаниягу не окажется юридических препонов для формирования коалиции в оставшееся время и ему удастся собрать необходимое количество голосов в Кнессете - шансы договориться с Ганцем о правительстве национального единства теперь близки к нулю. Да и для других партнеров он теперь – хромая утка, союз с которой может испортить репутацию. Даже соратники по блоку будут проявлять осторожность – Беннет справедливо опасался, что дела Нетаниягу грозят скомпрометировать все правое движение. В самом Ликуде зреет бунт, члены партии понимают, что эпоха Биби заканчивается. Сторонники правого лагеря выходят на демонстрации в его защиту, но неизвестно, надолго ли хватит их запала. По последним опросам, большинство израильтян считают, что он не должен занимать пост главы правительства.

Нападки Нетаниягу на правоохранительную систему, споры с прокуратурой о том, на чьей стороне закон, не добавляют ему популярности. Ему остается единственный выход – вновь поставить во главу угла фактор безопасности. Если Биби удастся всерьез напугать израильтян реальной или умозрительной угрозой, если народ вспомнит, что только он способен защитить страну от войны и террора (в этой роли конкурентов у него в глазах общественного мнения пока нет), вопрос обвинений и уголовных дел отойдет на второй план и эпоха Нетаниягу будет продолжаться еще очень долго.

Что произойдет, если политический фон позволит создать юридическое обоснование для отстранения Нетаниягу от власти? Кто возглавит Ликуд? Как сложится расстановка правых и левых сил? На эти вопросы сейчас ответов нет, и отвечать на них будет уже другая эпоха.

Автор//: Ирина Петрова

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK