Не лучшее предложение

Не лучшее предложение

Арабские страны во главе с Саудовской Аравией сделали Израилю предложение, от которого, по их мнению, нельзя отказаться. Они обещают нормализацию отношений в обмен на замораживание строительства поселений и ослабление блокады сектора Газы. Впрочем, это только первый шаг, которого ждут от Израиля на пути к полному урегулированию с палестинцами. За это он получит… нет, не признание и не обмен посольствами, а всего лишь пакет экономических послаблений. Среди них – восстановление транспортного сообщения, прямая торговля и открытие воздушного пространства для израильской авиации.

Ничего новаторского в идее Эр-Рияда нет – того же самого в разное время хотели, да и до сих пор хотят, миротворцы всех мастей. Есть ли шанс, что именно саудиты добьются своего и что их предложение окажется лучшим? Есть ли в нем нечто особенно важное и ценное для Израиля?

Заявление Саудовской Аравии появилось накануне визита Дональда Трампа. Многие эксперты уверены, что Трамп не случайно выбрал эту страну для своей первой зарубежной поездки. Этот выбор означает, что президент США считает именно Эр-Рияд – а не Израиль! - своим главным союзником на Ближнем Востоке. Саудовской монархии как лидеру суннитского мира отводится роль объединителя всех арабских сил региона против иранской экспансии.

Это сближение тем более удивляет, если вспомнить, что ранее Трамп называл Саудовскую Аравию «главным финансистом терроризма в мире» и обвинял саудитов в подготовке терактов 11/9. Не стоит также сбрасывать со счетов немалый вклад Эр-Рияда в предвыборную кампанию Хиллари Клинтон.

Тот факт, что Трамп «забыл» о прошлых обвинениях, говорит о том, что он не своенравный эксцентрик, как думают многие, а расчетливый политик. Сегодня его цель – создать аналог ближневосточного НАТО, чтобы противостоять Ирану, а сделать это без саудовской поддержки невозможно. Поэтому, если Эр-Рияд выставляет Израилю некие условия, то Белый дом с большой вероятностью их поддержит.

Саудовские деньги, щедро вливаемые в американскую экономику, тоже способствуют доверительным отношениям между двумя странами. Наследный принц Мухаммад ибн Салман Аль Сауд недавно побывал в США и обсудил с президентом экономические проекты на сумму 200 миллиардов долларов, а во время визита Трампа было подписано соглашение на поставки вооружений Саудовской Аравии на 110 миллиардов долларов. Возможно, Саудовская Аравия хочет использовать тот же метод и с Израилем, предлагая ему соблазнительные экономические перспективы.

При этом арабские монархии старательно скрывают, что они заинтересованы в еврейском государстве больше, чем оно в них. Ведь в военном отношении только Израиль может противостоять Ирану и сдерживать его агрессивные амбиции. Антииранский арабский альянс вряд ли имеет смысл без сотрудничества с израильской разведкой.

Да, прекращение регионального экономического бойкота, в котором Израиль находится с момента своего создания, оживит торговлю и откроет большие возможности для бизнеса. Потепление отношений привлечет в Израиль мировых инвесторов в области энергетики, которые сейчас опасаются упустить свои интересы в Персидском заливе.

Но цена, заплаченная за эти радости жизни, будет слишком высока. Согласие на такую сделку грозит по меньшей мере политическим кризисом, поскольку против нее выступит и «Еврейский дом», и правое крыло Ликуда, и, возможно, НДИ. И это помимо морального аспекта – предательства поселенцев и «прогиба» под новых партнеров. А ведь замораживание строительства – только начало арабских требований. Египетский президент Ас-Сиси и иорданский король Абдалла II уже успели сообщить Трампу свои условия: в обмен на признание арабского мира Израиль должен полностью уйти с «оккупированных» территорий.

Стоит ли нам идти на поводу у этих намерений? Израиль столько лет существовал без арабского признания, в условиях бойкота, в одиночку противостоял Ирану – и не просто выжил, а стал одним из самых развитых государств в регионе.

Но палестинский лидер Махмуд Аббас не зря так радовался после приема в Белом доме - он понял, как Трамп заинтересован в сотрудничестве с нефтяными монархиями, а значит, он будет настаивать, чтобы Израиль принял саудовские условия.

Да и Нетаниягу уже не раз давал понять, что арабские посулы привлекают его больше, чем европейские инициативы. В этом есть определенный резон – монархии по крайней мере предлагают что-то взамен, да и вообще налаживать отношения с соседями полезнее, чем выполнять указания идейных миротворцев. Но если Израиль вступит на этот путь, обратной дороги не будет. Соглашаясь на арабские условия, следует повышать ставки и выдвигать встречные жесткие требования, прежде всего в сфере безопасности. Пока же предложение Эр-Рияда выглядит совсем не выгодным для Израиля.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK