Спикер и белое пальто

Спикер и белое пальто

В высших эшелонах израильской политики, по-видимому, совершенно невозможно сохранить незапятнанную репутацию и всеобщее уважение. Долгие годы спикеру Кнессета Юлию Эдельштейна удавалось стоять над схваткой «в белом пальто», но и его подставил под удар скандал вокруг созыва комиссии по обсуждению иммунитета для премьера.

Эдельштейн начал свой политический путь в национально-религиозном движении МАФДАЛ, был одним из инициаторов создания «Исраэль ба-Алия» под руководством Натана Щаранского, затем вместе с партией влился в Ликуд. Занимал различные министерские посты, но нигде не запомнился ничем особо плохим и особо хорошим тоже. Несколько раз назначался вице-спикером Кнессета, спикером стал в 2013 году. Зарекомендовал себя как мастер компромиссов, умеющий находить общий язык с самыми разными лагерями; пользовался уважением как однопартийцев, так и политических оппонентов. На предвыборных праймериз в Ликуде в феврале 2019 года занял второе место, то есть фактически первое после лидера партии Биньямина Нетаниягу.

По мере того как разворачивалась кампания «Только не Биби», Эдельштейна все чаще называли «консенсусной фигурой», оптимальной для того, чтобы возглавить Ликуд и вести переговоры о создании правительства национального единства. В противоположном лагере ему пели дифирамбы и даже собирали подписи за его избрание главой правительства. В разгар очередных коалиционных споров эту идею вслух озвучил Авигдор Либерман, вынудив Эдельштейна оправдываться перед журналистами, а на деле – перед самим Нетаниягу. Заодно спикеру пришлось публично защищать так называемую «Декларацию о лояльности», которую подписали все члены Ликуда в августе прошлого года, присягнув на верность своему вождю.

На выборах лидера партии Эдельштейн взвесил свои шансы и отказался баллотироваться. До последнего момента он уходил от ответа, кого будет поддерживать: Гидеона Саара или Нетаниягу, вероятно, чтобы не портить отношения ни с тем, ни с другим. В перспективе ему очень нужны были симпатии всех без исключения влиятельных членов Ликуда.

Дело в том, что Эдельштейн давно нацелился на должность президента, гораздо менее обременительную, чем премьер-министр, которая к тому же не находится под таким пристальным вниманием СМИ и всего общества. Неудивительно, что спикер старался не ссориться ни с кем из своих коллег и не раздражать Нетаниягу. Конечно, обойти непобедимого Биби на повороте было очень соблазнительно. Но Эдельштейн понимал, что в этом случае его «русское» происхождение, его отец-священник, его брак с дочерью бывшего совладельца «Юкоса» Невзлина и многое другое станет объектом критики оппонентов и атак левой журналистики. Он только не догадывался, что первые ядовитые стрелы полетят из своего лагеря.

Итак, Эдельштейн терпеливо шел к президенству, внимательно глядя по ноги и стараясь не оступиться, но увы, рядом с Нетаниягу это оказалось невыполнимой задачей. История с иммунитетом поставила спикера перед дилеммой, в которой любой выбор был плохим. Сначала Эдельштейн отказался создавать комиссию по обсуждению вопроса об иммунитете. Это вызывало бурю в рядах оппозиции, где еще недавно видели в нем надежду и опору национального единства. Эдельштейна обвинили в политизации Кнессета и несоблюдении государственных интересов, а члены «Кахоль-Лаван» пригрозили поставить на голосование вопрос об отставке спикера.

В конечном итоге Эдельштейн согласился, что комиссия будет создана, хотя он считает это неправильным. Тут уже его подвергли обструкции однопартийцы. Они заявили, что Ликуд не простит такого предательства и спикер может забыть о своей мечте стать президентом. И вообще его карьера в партии закончена, если он не изменит своего решения.

К травле подключился Яир «Без царя в голове» Нетаниягу. Со свойственной ему агрессивностью он обвинил Эдельштейна в путче против премьер-министра и назвал его тестя «беглым российским олигархом», подозреваемым в убийстве. Запись из блога Яира с энтузиазмом подхватили журналисты.

Показательно, что голосов, поддерживающих Эдельштейна, не слышно. В считанные дни уважаемый и влиятельный политик оказался в одиночестве под перекрестным огнем, виноватый во всем и перед всеми, его безупречная репутация подорвана, его фигуральное белое пальто, в котором он выходил на трибуну Кнессета, заляпано грязью сплетен.

При этом нельзя утверждать, что нынешний инцидент ставит крест на политическом будущем Эдельштейна. Наш политический Олимп знал и не такие скандалы, и их герои благополучно занимали высокие посты. Эдельштейн в этом смысле не хуже и не лучше других. Но его история – хороший пример того, что невозможно оставаться над схваткой, угодить и нашим, и вашим. А еще она показывает, что израильская политика стала настоящим полем боя, где шаг вправо – шаг влево приравнивается к побегу и кто не с нами, тот против нас. Вряд ли в такой войне будут возможны компромиссы.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK