Израиль и долги Европы

В последнее время в СМИ появилась версия о том, что Европа пытается искупить свою вину перед арабским миром, требуя от Израиля уступок палестинцам. Под виной подразумевается политика Старого Света по отношению к народам Ближнего Востока и Северной Африки. Это, во-первых, колонизация земель, их захват, разграбление, порабощение населения. Во-вторых, раздел региона на государства по договоренности между европейскими правителями, без учета исторических и национальных связей, установка произвольных границ, что, по мнению многих аналитиков, и привело к последующим военным конфликтам. Наконец, в-третьих, неспособность прекратить кровопролитие в большинстве стран, переживших "арабскую весну". Сегодня Старый свет пожинает плоды своих злоупотреблений и недальновидности, не только принимая сотни тысяч беженцев, но и расплачиваясь с арабами за счет Израиля.

Справедливо ли такое утверждение?

Прежде всего, нельзя возлагать на Запад, и на Европу в том числе, вину за все, что происходит на Ближнем Востоке. Тогда мы должны согласиться, что народы региона беспомощны и наивны, как малые дети, и признать их жертвами чужой вероломной политики. То, что это не так, мы хорошо знаем по поведению наших ближайших соседей, хорошо умеющих преследовать свою выгоду, строить захватнические планы, обманывать, рассчитывать и притворяться. Народы арабских стран и их правители в значительной мере несут ответственность за все, что происходит сегодня в регионе.

Другое дело, что комплекс вины вот уже 70 лет неотделим от имиджа Европы. Изначально он был порожден Холокостом, но создание жизнеспособного (неожиданно для многих) еврейского государства вскоре заставило европейцев искать новый объект для рефлексии. Таким объектом стал так называемый "третий мир", преимущественно его арабская часть. Хотя в центральной и южной Африке европейцы наследили не меньше, но проблемы Ближнего Востока оказались актуальнее – вероятно, потому, что интересы Запада в этом регионе сохранились в полном объеме. США провозглашали эти интересы открыто, европейские страны – не так явно, прикрываясь гуманистической составляющей.

На протяжении десятилетий Европа с переменным успехом пыталась найти приемлемое решение для дилеммы – как сохранять добрые отношения с Израилем и одновременно помогать арабам. Ведь эта помощь выглядела неполной и непоследовательной без поддержки палестинской идеи. Порой удавалось найти подходящую пропорцию, но чаще она нарушалась, заставляя европейцев признать свое нравственное несовершенство. А это уже было недопустимо, поскольку со времен Второй мировой войны европейское самосознание стремится к моральному и нравственному идеалу. Этот идеал, в европейском представлении, состоит в том, что сильный должен помогать слабому, богатый – бедному, цивилизованный – неразвитому.

Этим и объясняется готовность Европы, прежде всего Германии как оплота европейской нравственности, принимать бесчисленных беженцев из воюющей Сирии. Такой шаг позволяет европейским лидерам не только подтвердить свое моральное превосходство, но и диктовать правила поведения другим. Прежде всего, Израилю, который плохо вписывается в эту картину миру. Являясь демократической, развитой и небедной страной, он "почему-то" не хочет делиться с соседними арабами и палестинцами своей землей, не согласен пускать к себе тех, кто называет себя палестинскими беженцами, не готов безнаказанно терпеть обстрелы и теракты.
Разрешить это противоречие Европа может двумя способами. Один из них – "перевоспитать" Израиль. Шведский дипломат в свое время заявил, что его правительство в одностороннем порядке признало независимость Палестины, "чтобы помочь еврейскому государству". Многие европейцы считают, что власть в Израиле узурпирована правыми националистами, которые не выражают позицию всего общества. Этим объясняется мощная финансовая поддержка правозащитных организаций вроде "Шоврим штика" и "Махсом вотч" со стороны европейских фондов.
Другой путь - признание Израиля недемократическим, оккупационным режимом. Эту цель преследуют многочисленные комиссии ООН, расследующие действия ЦАХАЛа в ходе антитеррористических операций, провокации вроде "Флотилий свободы", которые любят организовывать европейские правозащитники, поддержка палестинских исков в европейских судах, постоянные параллели между Израилем и режимом апартеида. Характерно, что модные ныне бойкоты поддерживают как "перевоспитатели", так и враги еврейского государства. Вводя маркировку продукции, произведенной за зеленой чертой, европейские страны борются с поселениями, в которых они видят корень палестино-израильского конфликта.
Среди европейцев в самом деле немало патологических антисемитов. Но не стоит приписывать всей Европе желание уничтожить Израиль. Еще менее правомочно утверждение, что со времен нацистской Германии в Европе ничего не изменилось. Напротив, изменилось очень многое. Старый свет ударился в противоположную крайность, опасную и разрушительную, как любая крайность. В своем миротворческом ажиотаже Европа ищет, что называется, "под фонарем" - ведь надавить на Израиль куда легче, чем остановить кровопролитие в Сирии и Ираке.

Не сомневайтесь – если с еврейским государством, не дай Бог, что-то случится, в Европе будут за нас переживать, сочувствовать и даже примут наших беженцев. Европейского гуманизма хватит на всех. Но пока Израиль сам справляется со своими проблемами, от него будут требовать отдать палестинцам Иудею и Самарию, а сирийцам – Голаны, и ликвидировать поселения, искренне веря, что тогда на Ближнем Востоке наступит мир и благоденствие.

Впрочем, массовое нашествие беженцев выявило острые разногласия в европейском сообществе. Не исключено, что концепция возвращения долгов подвергнется изменениям, да и вообще Европа на время отвлечется и от Израиля, и от арабских проблем и займется своими делами.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK