Есть ли у нас план?

Есть ли у нас план?

В ожидании плана урегулирования «имени Трампа» Тель-авивский Институт исследования проблем национальной безопасности (INSS) под руководством бывшего начальника военной разведки Амоса Ядлина решил не оставаться в стороне и подготовил свой план, он же «новый концептуальный путь к безопасному будущему для Израиля». В нем перечислены меры, на которые может пойти Израиль в одностороннем порядке, если у него не будет партнера по диалогу.

Снова одностороннее отделение? При этих словах сразу вспоминается 2005 год, план Ариэля Шарона, размежевание с Газой – и тысячи ракет, упавших на Израиль в последующие годы. На это раз речь идет об Иудее и Самарии. Может быть, теперь ошибки прошлого учтены?

Согласно плану INSS, Израиль должен объявить о верности принципу «двух государств для двух народов» и готовности вести прямые переговоры. Одновременно будет строиться «забор безопасности», которая в будущем станет границей. Около 8-10% нынешней территории автономии, где проживают 86% евреев Иудеи и Самарии, отойдут еврейскому государству. С этой целью мы попросим Белый дом официально признать письмо Джорджа Буша Ариэлю Шарону от 2004 года о том, что США считают эти районы частью Израиля.

Еще 20% территории Западного берега (в первую очередь, Иорданская долина) останутся под контролем Израиля, пока палестинская сторона не сможет дать убедительные гарантии безопасности еврейского государства.

Палестинская администрация со временем получит полную ответственность за зону В, где сфера безопасности пока контролируется Израилем, и 25% зоны С – для создания инфраструктуры. Зоны А и В, на которых проживают 98% палестинцев, станут основой для создания палестинской государственности. С международной помощью будет разработана концепция экономического развития Палестины, выстроено шоссе, связывающее всю территорию автономии с севера на юг, минуя еврейские поселения. Что касается оставшихся изолированных поселений, то строительство в них будет прекращено.

«Новый концептуальный путь» не включает в себя решения судьбы Газы и вопросов об Иерусалиме и беженцах, традиционно оставляя самые трудные проблемы «на потом». Но его порочность даже не в этом, а в том, что план INSS исходит из доброй воли палестинского руководства и его желания построить независимое и мирное государство рядом с государством Израиль. Между тем, даже детям давно понятно, что Аббас и его приближенные ни мира, ни государства не хотят.

Исторически такая возможность предоставлялась палестинцам не раз. В 2000 году Эхуд Барак на посту премьер-министра даже предлагал Арафату разделить Иерусалим, и это кончилось не мирным договором, а очередной интифадой.

Но может быть, в новой ситуации и под давлением обстоятельств лидеры ПА изменят свою позицию?

Символично, что очередной односторонний план появился через 25 лет после подписания первого соглашения между Израилем и ООН (5 сентября 1993 года). Тогда тоже было много белых пятен – и надежда, что со временем, выдержав достойную паузу, Арафат «созреет» и признает еврейское государство. Как известно, этого не произошло ни в том, ни в нынешнем поколении палестинского руководства, хотя Израиль в одностороннем порядке признал права палестинского народа.

Также характерно, что ХАМАС, управляющий оставленной в результате одностороннего размежевания Газой, именно сейчас снова заявил о намерении возобновить обстрелы израильской территории. После плана Шарона прошло 13 лет, но никаких признаков «доброй воли» власти Газы не проявляют, и было бы наивно ожидать этого от властей Западного берега.

Сторонники идеи отделения говорят, что де-факто два государства уже существуют, и нужно просто придать этой реальности законодательный характер. Но здесь нужно понимать, что нежелание палестинцев признавать еврейское государство – не каприз и не попытка выторговать более выгодные условия. Оно зиждется на глобальном отрицании существования еврейского народа и его исторического права на Эрец Исраэль. Эту позицию разделяет не только палестинская улица, но и практически весь арабский мир. Для арабов единственная понятная причина создания государства Израиль – искупление грехов Европы за Холокост, причем за их, арабский счет. Именно поэтому не стоит слишком надеяться на решение палестинского вопроса с помощью арабских стран, несмотря на их нынешнюю заинтересованность в экономическом и стратегическом сотрудничестве.

Палестинских руководителей невозможно убедить в необходимости уступок и отказа от террора. Их можно только поставить в жесткие условия, когда иного выхода не будет. Именно это делает президент Трамп, вероятно, в качестве «артподготовки» к своему мирному плану. Он отказывается финансировать Палестинскую автономию, пока она саботирует мирный процесс и тратит деньги американских налогоплательщиков не на развитие экономики и борьбу с террором, а на помощь семьям шахидов и пропаганду ненависти. По этой же причине прекращено содержание липовых миротворческих организаций. Перекрывание денежных потоков – пожалуй, единственный «концептуальный» путь, который может сделать палестинское руководство сговорчивее. И поскольку пока Трамп действовал и действует в наших интересах – и в интересах здравого смысла, - нет оснований сомневаться в разумности его плана урегулирования.

Означает ли это, что Израилю не нужно иметь своего плана? Вовсе нет. Президент США – прежде всего бизнесмен, и он согласится на другой вариант, если сочтет его более рациональным и выгодным. Более того – он с удовольствием передаст дело в руки Израиля, если увидит, что наше правительство хочет и способно этим заниматься. При нынешней дружественной администрации Белого дома у нас даже есть возможность компенсировать ущерб, нанесенный соглашениями Осло, отменив часть их положений. Что касается одностороннего отделения – это самый неудачный план, какой может быть, и он не выгоден никому.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK