Если не Биби, то кто?

Если не Биби, то кто?

Интересная ситуация складывается в Ликуде. Активисты партии, проводят бурные акции поддержки Нетаниягу под негласным лозунгом «Своих премьеров не бросаем». Высокопоставленные однопартийцы дружно заверяют главу правительства в своей лояльности. Правый лагерь вместе с Биби обвиняет левых политиков и левые СМИ в преследовании и травле. Верные Ликуду публицисты рассуждают о том, что, как бы мы ни относились к Нетаниягу, без него все пойдет прахом.

Одновременно и ликудовские, и другие правые лидеры занимают боевую стойку, готовясь к борьбе за место главы правительство.
Атмосферу подогревают опросы, сулящие Ликуду без Биби больше мандатов, чем с ним, и строящие модели разнообразных правых альянсов: Ликуд плюс Кулану, Ликуд плюс НДИ и т.д.

Итак, в случае ухода Нетаниягу, 38% израильтян хотят видеть премьер-министром Гидеона Саара, 32% - главу «Кулану» Моше Кахлона, 30% - бывшего министра обороны Моше (Буги) Яалона и 26% - лидера «Еврейского дома» Нафтали Беннета. Об этом свидетельствует опрос
компании Panels, проведенный по заказу газеты «Маарив».

Среди сторонников правой идеологии симпатии распределяются так. На первом месте Беннет (42%), Саар отстает от него всего на 1 процент. 32% - за Гилада Эрдана, по 29% у Кахлона и министра юстиции Аелет Шакед («Еврейский дом»).

Главной сенсацией стало то, что под руководством Саара Ликуд якобы получает на один мандат больше, чем при Нетаниягу. При этом партия ощутимо сдвигается к центру: по два мандата от Ликуда уходят к НДИ и «Еврейскому дому», зато он получает пять мест от «Еш Атид» и «Кулану».

По следам исследований общественного мнения Нафтали Беннет поспешил объявить себя лидером правого лагеря. Правда, популярность его собственной партии не слишком высока, так что Беннету, чтобы претендовать на кресло премьера, придется объединиться с Ликудом (такое слияние может принести 37 мандатов). На пути этого альянса может встать множество идеологических и личных разногласий. Да и при наличии этого списка ликудовцы вряд ли пустят Беннета на первое место – у них хватает своих амбиций. Так же бесполезны спекуляции на тему объединения Ликуда с «Кулану» или НДИ, даже ради дополнительных мандатов. Приглашение на роль лидера блока Кахлона или Либермана, в свое время покинувших ряды партии, будет означать полную дискредитацию Ликуда.

Если бы выборы проходили сегодня, показывает опрос института Смита
По заказу Jerusalem Post, Ликуд получил бы 27 мандатов. "Сионистский лагерь" - 20 мандатов, "Еш Атид" – 19, Объединенный арабский список – 12, "Еврейский дом" – 10, "Кулану" – 8, НДИ – 7, "Яадут а-Тора" – 7, ШАС – 5, МЕРЕЦ – 5. Впрочем, расхождения между опросами случаются, но у них есть одна общая черта: их прогнозы практически никогда не сбываются. Даже сами политики уже начали относиться к этим цифрам скептически и не торопятся с выборами.

Прежде всего это касается правого лагеря. Нынешнее правительство слишком «хорошо сидит»; новая «пересадка» грозит внести сумятицу в стройные ряды сложившейся коалиции. Нежеланием идти на скоропалительные досрочные выборы и объясняется поддержка Нетаниягу со стороны партийных товарищей.

Вторая причина лояльности – стремление продемонстрировать избирателю единство правого лагеря. В коалиции учли уроки левых сил, чьи разборки и дробление плачевно сказались на судьбе бывшего гиганта «Аводы» и безвременно почившей «Кадимы». Политики наконец поняли, что перебежки из списка в список надоели избирателям, а предательство бывшего босса никому не нравится, как показал пример Харо.

Пока Нетаниягу уговаривают не уходить, пока его вину не подтвердит или не опровергнет суд (впрочем, у него и близко нет таких намерений). Однако если обвинение будет выдвинуто в текущем году, давление на премьера может усилиться. Одним из аргументов за его отставку станет сохранение власти Ликуда при другом лидере. Среди кандидатов называют Исраэля Каца, Гилада Эрдана, Мири Регев, Цахи Ха-Негби, Юлия Эдельштейна. Но никто из этих партийных товарищей не может соперничать в рейтинге с Сааром, Беннетом, Кахлоном и Яалоном, которые в этом случае остаются за бортом. Все они – и в первую очередь Беннет - в случае ухода Нетаниягу будут добиваться досрочных выборов.

Биби резонно упрекают в том, что он не только не готовил себе преемника, но и жестко подавлял все активные молодые силы Ликуда. В итоге его место скорее всего займет скрытый или явный оппонент. Это грозит большими перестановками во «втором эшелоне» власти – не случайно так дружно сплотились вокруг Нетаниягу его нынешние приближенные вроде председателя коалиции Давида Битана.

Парадоксально, но факт: все наиболее вероятные претенденты на пост премьера так или иначе вступали в конфликт с Нетаниягу.

Гидеон Саар стал ему опасным конкурентом после того, как занял второе после Биби место на праймериз 2009 года. Саара так откровенно задвигали в угол, что в итоге он ушел из политики и Ликуда «по семейным обстоятельствам». В апреле 2017 года Саар объявил о своем возвращении и намерении участвовать в очередных ликудовских праймериз.

Скандал между Нетаниягу и Кахлоном разгорелся из-за телевещательной компании «Кан». Кахлон как министр финансов был поставлен в унизительное положение и даже взвешивал возможность выйти из коалиции и поддержать вотум недоверия правительству.

Споры Биби с Яалоном о критических высказываниях высших офицеров ЦАХАЛа закончились тем, что министра обороны просто отправили в отставку, отдав его пост Авигдору Либерману.

И наконец, Беннет всегда считал своим долгом критиковать Нетаниягу за уступки палестинцам и отступление от правой идеологии.

Кстати, Либерман, такой же, если не более опасный для Биби партнер-конкурент, пока молчит. Не исключено, что он и будет тем джокером, который решит судьбу будущего правительства. Но он, возможно, лучше других понимает, что время делить наследство Нетаниягу еще не пришло.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK