Гуманные преступники

В конце июня в Израиль прибывает делегация Международного уголовного суда (МУС). Ее цель – предварительное расследование военных преступлений ЦАХАЛа в секторе Газа и на Западном берегу по заявлению ПА. Если претензии палестинцев будут признаны обоснованными, суд примет решение о полномасштабном расследовании и предъявлении обвинений. Израиль отказывается предоставлять МУС информацию, поскольку не признает палестинскую автономию государством. Таким образом, суд сможет делать выводы только из свидетельств палестинцев и леворадикальной организации "Шоврим штика".
В ближайшее время также будет опубликован отчет комиссии ООН (бывшая комиссия Шабаса) по расследованию действий Израиля и ХАМАСа во время операции "Нерушимая скала". Израиль также не сотрудничал с этой комиссией.
Одновременно военная прокуратура опубликовала промежуточные итоги собственного расследования по операции "Нерушимая скала". Большинство дел закрыто; например, признаны правомочными действия ЦАХАЛа во время атаки на базу военно-морской полиции ХАМАС, где погибло четверо палестинских детей. Однако по трем эпизодам возбуждено уголовное дело, и расследование продолжается.

Таким образом, ЦАХАЛ находится в тройном прицеле, в том числе и со стороны своих. Международные военные эксперты провели собственное расследование и упрекнули израильскую армию… в слишком гуманном ведении войны! По заключению видных представителей военного истеблишмента многих стран, в ходе операции "Нерушимая скала" Израиль предпринял излишние меры по предотвращению жертв среди гражданского населения. В результате возможности ЦАХАЛа в борьбе с ХАМАСом были ограничены, а кроме того, создан прецедент, который осложнит действия армий других стран.

Как же быть Израилю, если его армию с одной стороны признают слишком гуманной, с другой – обвиняют в преступлениях против человечности? При этом надо учитывать, что мир скорее прислушивается к последнему мнению. Палестинцы открыли "золотую жилу" в своей дипломатии – бойкот и изоляция Израиля – и разрабатывают ее всеми силами. Одно из направлений этой активности - дискредитация ЦАХАЛа. Палестинская администрация готовит иски об агрессии Израиля в секторе во время операции "Нерушимая скала" для подачи в МУС. Бывший министр иностранных дел ПА Набиль Шаат не скрывает, что цель этих обращений – добиться того, чтобы угроза ареста израильских военнослужащих в странах, признающих Римский договор, стала реальностью.

Некоторые обозреватели считают, что главная опасность для Израиля сегодня исходит не от Ирана и ИГИЛ, а от Запада, и опасность эта – бойкот и изоляция. Этот вызов требует усиленной работы израильских политиков и дипломатов по защите имиджа своей страны.

В недавнем прошлом Израиль добился отставки пропалестински настроенного канадского профессора Шабаса с поста председателя комиссии ООН, что стало серьезной дипломатической победой и отсрочило публикацию отчета комиссии на три месяца. Однако отказ израильских официальных лиц сотрудничать с подобными комиссиями вызывает дополнительное осуждение еврейского государства.

Израиль обычно проводит свое расследование по итогам каждой военной операции. Руководители военной прокуратуры объясняют, что внутренние расследования помогают защитить офицеров ЦАХАЛа от возможных арестов за границей. Но можно ли рассчитывать, что международные круги примут во внимание выводы военной прокуратуры – при нынешнем отношении к Израилю? Да и военнослужащие ЦАХАЛа все больше ощущают себя "под колпаком" - и то, что этот "колпак" свой, не меняет суть дела.

Так к чему должны готовиться солдаты и офицеры – отражать нападение врага или предстать перед международным трибуналом? В свете растущих угроз в регионе эта проблема стоит особенно остро. Не исключено, что в ближайшее время будут приняты еще более строгие правила ведения военных действий и предупреждения населения (а вместе с ним и террористов). ЦАХАЛ способен пойти на такие шаги, не дожидаясь рекомендаций и указаний правительства, просто для того чтобы защитить своих солдат и офицеров, если их не может защитить государство. Такая преувеличенная осторожность, во-первых, не позволит уничтожить врага (как это происходит с ХАМАСом в Газе), а во-вторых, продемонстрирует слабость нашей армии, отчего боевики всех мастей обнаглеют еще больше.

Пока военные требуют увеличения бюджета на более надежные системы обороны – "Железный купол", "Волшебная палочка" и т.д. С их помощью можно добиться уменьшения жертв и ущерба с нашей стороны, а следовательно и сокращения масштаба ответных действий (в ответ на ракету, упавшую на пустырь в Негеве допустимо разбомбить пустырь в Газе). Но что будет дальше, ведь оружие врага тоже будет совершенствоваться? Покрывать страну не виртуальным, а настоящим железным куполом? Зарываться в землю?

Моральный и профессиональный уровень армии в такой ситуации неизбежно снижается, мотивация молодых людей служить в ЦАХАЛе падает. О какой мотивации можно говорить, если руки военных связаны, их судит собственная страна?

Некоторые эксперты считают, что израильское правительство предпримет самый действенный шаг для предотвращения изоляции и бойкота – предложит мирную инициативу по созданию палестинского государства. Это сразу изменит отношение международного сообщества к Израилю. Другие добавляют, что бояться Нетаниягу по большому счету ничего – палестинцы все равно найдут повод отказаться от щедрых предложений Израиля, как это бывало не раз. Но при этом упускается из виду, что руководители ПА в качестве повода для отказа, снова обвинят в чем-нибудь Израиль, после чего критика со стороны международного сообщества станет еще острее. А наиболее вероятный способ прекращения переговоров – очередная война, к которой ЦАХАЛ подойдет морально неподготовленным и задерганным бесконечными расследованиями.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK