Территории в обмен на проблемы

Территории в обмен на проблемы

На днях Израилю пришлось снова вспомнить печальную формулу «территории в обмен на мир». Казалось бы, о ней давно пора забыть – но не получается. Ее последствия остаются с нами надолго, если не навсегда.

Формулу эту приписывают покойному Ицхаку Рабину, чья годовщина убийства словно нарочно выпала на дни возвращения Иордании двух участков земли. Однако на самом деле она восходит к первым войнам человечества. Правда, испокон веков территории отдавала проигравшая сторона...

В отношении Израиля принцип «территории в обмен на мир» впервые прозвучал в резолюции Совбеза ООН № 242 от 22 ноября 1967 года. Речь шла о том, чтобы Израиль – победитель! - вернул обратно землю, захваченную в ходе Шестидневной войны. Тогда в еврейском государстве не отреагировали на эту идею всерьез – новые территории нужны были не для обмена, а для создания стратегической глубины.

Тем не менее, в 1979 году эта формула была применена на практике при подписании мирного договора с Египтом. Военных действий между Египтом и еврейским государством с тех пор действительно не было, о чем любят напоминать сторонники вышеназванной формулы. Однако ни Иордания, договор с которой был заключен много позже, ни Сирия, так и оставшаяся с нами в состоянии в войны, тоже не нападают на Израиль. И причина тут только одна – они понимают, что будут разбиты.

По этой же причине соблюдается и «холодный мир» с Египтом. Большинство населения этой страны по-прежнему ненавидит Израиль. Это наглядно показала революция 2011 года, когда разъяренная толпа штурмовала израильское посольство. Лидер «Братьев-мусульман» Мурси, придя к власти, пообещал расторгнуть договор 1979 года. Сменившие Мурси генералы предпочитают избегать столкновений, но это говорит только об одном: мир, «холодный» или «теплый», зависит от доброй воли руководства той или иной страны, а не от территорий, которые она получила.

Отдача Синая Египту создала для Израиля целый ряд проблем. Полуостров стал пристанищем радикалов и исламистов, которые уже угрожают нашему югу (вспомним обстрел Эйлата игиловцами в 2017 году). Через синайский полуостров проникают в Израиль нелегалы из Африки, поступает контрабанда, в том числе оружие для боевиков Газы. Именно после соглашения 1979 года, когда в результате установления границы сектор перестал развиваться в сторону Египта, ответственность за палестинское население Газы полностью легла на Израиль.

Следующая попытка возродить принцип «территории в обмен на…» состоялась на Мадридской конференции 1991 года, где впервые встретились представители еврейского государства, палестинцев и арабских стран. Она не дала результатов, поскольку возглавлявший израильское правительство Ицхак Шамир настаивал на формулировке «мир в обмен на мир». Но вскоре власть в Израиле сменилась, и правительство Рабина подписало соглашения Осло, что привело к передаче ряда территорий Газы и Западного берега под контроль палестинской полиции и двум кровавым интифадам.

В разгар этих событий был подписан мирный договор с Иорданией, причем Израиль пожертвовал двумя участками, которые, по утверждению иорданской стороны, были заняты еврейскими фермерами незаконно. Эта земля не нужна была Амману, и Израиль рассчитывал, что ее 25-летняя аренда будет продлена. Но король Абдалла рассудил иначе. Иордания сегодня активно поддерживает палестинцев и мир с ней еще «холоднее», чем с Египтом. Это еще раз подтверждает, что ни территории, ни соглашения ничего не гарантируют. В то же время, у нас складываются союзнические отношения с государствами вроде Саудовской Аравии, с которыми нет никаких формальных договоров, – они просто заинтересованы в сотрудничестве.

В мае 2000 года Израиль вывел войска из зоны безопасности Южного Ливана, где тут же обосновалась Хизбалла. Через шесть лет ее боевики развязали войну и месяц держали под обстрелом весь север страны. Во второй Ливанской Израиль потерял более 150 своих граждан, сотни были ранены, экономике нанесен огромный ущерб. Хизбалла и сегодня остается главной угрозой с севера. Кроме того, многие считают, что уход из Ливана спровоцировал палестинскую интифаду 2000 года.

В 2005 году Ариэль Шарон провел «размежевание» с Газой. Итогом стала власть ХАМАСа в секторе и сотни ракет, ежегодно падающих на израильские города и поселки. Помимо военного и экономического ущерба, Израиль понес моральные потери: палестинцы и арабские страны убедились, что еврейское государство, несмотря на все уроки прошлого, готово отдавать территории, ничего не получая взамен. Неудивительно, что аппетиты наших «партнеров» растут: они нацеливаются на Голаны, Иудею и Самарию, Восточный Иерусалим…

Не пора ли остановиться?

В этом смысле новый подход, предлагаемый президентом США, – «деньги в обмен на мир» - предпочтительнее, потому что мы при нем ничего не теряем. Но и мало что обретаем, потому что мир нельзя купить ни территориями, ни деньгами. Мир в наших Палестинах возможен лишь с теми, кому невыгодна война.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK