Фактор упущенного времени

Фактор упущенного времени

Мировую политику лихорадит. В Израиле безвластие, которое может закончиться сменой руководства и политического курса, американский президент борется с угрозой импичмента из-за украинского вопроса, а Иран тем временем бросает вызов международному сообществу. Совсем скоро мы можем проснуться в другой стране и в другом мире и будем вспоминать нынешний период как время упущенных возможностей.

Да, Трамп, и Нетаниягу отнюдь не подарки, и претензий к ним масса. Но тот факт, что у них обоих сегодня связаны руки, а других лидеров, способных заменить их нет, создает тревожную ситуацию в регионе.

Никогда прежде еврейское государство не пользовалось такой поддержкой со стороны американской администрации. Перевод посольства в Иерусалим, ограничение финансирования палестинской администрации и Агентства по делам палестинских беженцев, выход из иранской сделки, которую не одобрял Израиль… В этом заслуга не только Трампа и его советников, но и израильского руководства. Плоды новой американской политики упали на благодатную почву: Биби Нетаниягу и его правый кабинет не только с благодарностью принимали эти подарки, но и постоянно подталкивали к ним заокеанских партнеров.

Незадолго до выборов Нетаниягу объявил о намерении аннексировать Иорданскую долину, и Вашингтон дал понять, что не будет возражать против этого решения. Нет сомнения, что заявление Биби было предвыборным ходом, но такой ход был бы абсолютно невозможен в прошлом – ни одна американская администрация не одобряла односторонние шаги Израиля в Иудее и Самарии без согласования с палестинской стороной. Вопрос об Иорданской долине – один из самых запутанных в палестино-израильской урегулировании. Если не воспользоваться случаем решить его сейчас, он снова подвиснет на неопределенное время.

Известно, что нынешний премьер пользуется особым доверием российского президента Путина. Их постоянные переговоры позволяют израильским ВВС практически беспрепятственно наносить удары по иранским военным объектам в Ливане, Сирии и Ираке. Разумеется, Кремль преследует свои цели и готов сотрудничать с любым главой израильского правительства – если тот будет достаточно убедителен и настойчив, ради безопасности подвергая себя критике и упрекам в прогибании перед Москвой. Но россияне были бы не так сговорчивы, если бы все это время за спиной Израиля не стоял Белый дом во главе с Трампом.

Именно Трамп открыл Израилю дорогу к сотрудничеству с суннитскими странами региона, создав антииранский альянс. Безусловно, Египет, Иордания и нефтяные монархии сами заинтересованы в стратегическом союзе с еврейским государством, но неизвестно, сколько времени пришлось бы преодолевать традиционную враждебность, если бы не американская дипломатия и американские деньги.

Президент США, конечно, не действует исключительно на благо Израиля. Мирный план, который он подготовил для израильтян и палестинцев, предусматривает трудный компромисс с обеих сторон. И все же именно с Трампом нам удалось бы отстоять наиболее важные для безопасности моменты и не поссориться с арабскими спонсорами ПА. Однако пока в Израиле нет правительства, публикация американских предложений откладывается, а когда момент наконец настанет, то это, возможно, будут другие предложения и стоять за ними будут другие люди. Даже если и руководители, и политический курс в наших странах останутся прежними (или – чем черт не шутит! - окажутся лучше) фактор времени может сыграть роковую роль.

Обстановка на Ближнем Востоке накаляется. Тегеран открыто возобновляет производство урана, иранская атака на саудовские нефтяные объекты говорит о новом витке напряженности – и о растущем ощущении безнаказанности Ирана. Эту ситуацию можно было бы использовать для совместного американо-израильско-саудовского удара по аятоллам, но… Трамп не хочет ввязываться в военную кампанию перед выборами, поэтому США до сих пор официально не признали роль Ирана в этом инциденте. Что касается Израиля, то пока он в тяжелых муках рождает правительство, никакие серьезные стратегические решения приниматься не будут. На фоне этих промедлений иранская угроза становится все реальнее, и решать проблему нужно именно сейчас, иначе вскоре нам придется иметь дело с новой ядерной державой, распространившей свое влияние на весь «шиитский полумесяц». Но «именно сейчас» заниматься этим некому.

Иран стоит также за атаками на Израиль из Газы, поэтому, если бы руководство провело бы масштабную операцию против ХАМАСа, оно нашло бы понимание со стороны Белого дома и не подверглось бы, как в прошлом, унизительным международным расследованиям. Увы, этому мешает все та же политическая неопределенность, которая сказывается не только на безопасности, но и на экономике.

Израиль избежал последних мировых кризисов, но в период междувластия все серьезные экономические программы были заморожены до лучших времен. Но наступят ли эти времена когда-нибудь? Не окажется ли, что лучшие времена прошли, вернее, мы упустили их в политических склоках?

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK