Борьба за место в центре

Борьба за место в центре

После активного дробления и решительного размежевания израильские новые и старые партии - прямо по Ленину – бросились объединяться и вступать в блоки. Многие переговоры ведутся в тайне, и результаты будут объявлены перед финальной датой регистрации предвыборных списков – чтобы конкуренты, и в первую очередь Ликуд, не успели отреагировать и заключить свои союзы,

Для одних объединение - путь к победе, для других – способ выживания. Так, в левом лагере недавно заговорили о едином блоке Аводы и МЕРЕЦ на фоне плачевного положения обеих партий. Общий язык ищут и в ультраортодоксальном секторе: уже нет речи о разделении «Еврейства Торы» на списки «Дегель а-Тора» и «Агудат Исраэль», более того – к ним может присоединиться и ШАС. Партия ортодоксальных сефардов рискует вовсе не пройти электоральный барьер - ее традиционный избиратель ушел в Ликуд, «Еврейский дом» и небольшие правые партии. Объединение с ультраортодоксами-ашкеназами не изменит эту тенденцию и даже, возможно, окончательно уничтожит ШАС, зато позволит его лидерам остаться в политике и усилит общее влияние харедим в парламенте (в лучшие времена их представительство в сумме достигало 21 мандата, а сейчас им прогнозируют 8-10 мандатов).

Бени Ганц взял себе в союзники Моше Яалона, чей список ТЭЛЕМ почти не имел шансов и сам по себе не добавит голосов «Хосэн ле-Исраэль». Однако Яалон пришел в новый блок не с пустыми руками – он принес ему репутацию правого или, по крайней мере, не левого, каким пытаются представить Ганца в национальном лагере. Как по-военному выразились в штабе бывшего главкома – правый фланг прикрыт. Ганц рассчитывает таким образом привлечь к себе тяготеющих к центру избирателей Ликуда и догнать по мандатам партию Нетаниягу - тогда он сможет претендовать на формирование коалиции.

Но на одном правом крыле блоку Ганц-Яалон далеко не улететь. Число колеблющихся сторонников Ликуда может дать «Хосэн ле-Исраэль» максимум 3-4 мандата. Для новорожденной партии это много, но для конкуренции с Биби - мало. Дело в том, что большинство разочарованных в Ликуде сравнительно давно (то есть, до последних опросов) перешли к Беннету, Кахлону, Лапиду, Либерману, Моше Фейглину, Орли Леви-Абекасис и т.д. – в зависимости от своих взглядов и личных симпатий. Даже если Ганцу удастся переманить к себе таких перебежчиков, это будет перекладывание голосов из одного кармана в другой и победить Ликуд не поможет. Поэтому ему приходится рассчитывать на предвыборные блоки.

Самый перспективный партнер для Ганца - «Еш атид». От того, сложится ли этот союз, будет зависеть характер предстоящих выборов. Однако вероятность невелика, поскольку и Ганц, и Лапид претендуют на роль лидеров центристского блока, и никто из них не готов занять второе место. Более того – оба политика мечтают возглавить правительство. Лапид идет к этой цели уже давно, он достаточно молод и готов подождать в оппозиции еще одну каденцию, набираясь опыта. Нетаниягу остается максимум один срок, Лапиду он уже почти не соперник, а вот выскочивший как чертик из табакерки Ганц представляет для амбициозных планов лидера «Еш Атид» серьезную угрозу. Поэтому его задача на этих выборах – не дать бывшему главнокомандующему подняться выше себя.

Сами партии «Еш Атид» и «Хосэн ле-Исраэль» по своему положению на политической шкале – близнецы-братья, и избиратель у них, по сути, один. До появления на горизонте Ганца Лапид считался единственной альтернативой Нетаниягу. Именно ему принадлежит идея о том, что основная масса израильтян тяготеет к центристской позиции, и он, Яир Лапид, эту позицию воплощает. Теперь ему надо бороться за «центровой» электорат с Ганцем, а не с Ликудом. Если Биби искал способ нейтрализовать своих соперников, то он не мог бы придумать лучшего варианта.

Дело в том, что «чистого» центра в Израиле нет – центр состоит из умеренно правых и умеренно левых. Усидеть на двух стульях никому еще не удавалось, тем более что сейчас на эти стулья претендуют по меньшей мере два политика. Кому-то придется сделать шаг вправо или шаг влево – и уступить часть потенциального электората сопернику.

Может ли Ганц войти в союз с левыми – Аводой и МЕРЕЦ? В этом случае правоцентристский избиратель будет для него потерян. Пока же, судя по опросам, израильские левые готовы голосовать за Ганца как за наиболее реального соперника Нетаниягу, тем самым еще больше ослабляя традиционный социал-демократический лагерь. Все это исключительно на руку Ликуду.

У Ганца есть еще один запасной аэродром – объединение с новыми партиями вроде «Гешера» Орли Леви-Абекакис. По существующим законам, Леви-Абекакис не может баллотироваться в одном списке с партией, представленной в Кнессете, так что этот блок исключает и «Еш Атид», и Аводу с МЕРЕЦ. В этом случае рассчитывать на победу над Ликудом Ганцу не приходится.

В правом лагере процесс объединения идет не так активно или, скорее, привлекает не такое внимание СМИ, как игры левых. Тем не менее, от него многое зависит. Если хотя бы часть правых партий не пройдет электоральный барьер, у Нетаниягу возникнет проблема с формированием коалиции. Справа тоже намечается тенденция движения к центру; так, «Зеут» Моше Фейглина позиционирует себя как «новый политический инструмент» вне разделения на правых и левых и заключает союз с движением «Единый народ» раввина Амсалема, рассчитывая на разочарованных «социальных» избирателей ШАС. К центру тяготеет и программа «Новых правых», которые надеются оттянуть право-центристского избирателя у Ганца.

Из Ликуда за этой суетой наблюдают снисходительно, но не без тревоги, поскольку шанс существенного оттока голосов из «правого центра» в «левый» все же сохраняется. В этом случае Биби использует страшилку «левой угрозы» и постарается доказать, что именно он - а не Ганц, не Лапид и прочие - представляет центр израильской политики.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK