ABC News: Израиль атаковал цели в Иране, Ираке и Сирии
Дружба на краю пропасти

Дружба на краю пропасти

Ну вот и Дональд Трамп присоединился к клубу американских президентов, которые старались раз и навсегда помирить израильтян и палестинцев. В отличие от своего предшественника, он всегда позиционировал себя как "друг Израиля". Однако до сих пор наибольших уступок от еврейского государства добивались именно "друзья".

Почему Трамп вдруг взялся за мирный процесс, хотя еще недавно подчеркивал, что Израиль и палестинцы должны сами прийти к консенсусу? Обозреватели полагают, что президент хочет улучшить свой имидж, пострадавший после ряда неудач в первые месяцы правления. Есть шанс, что в качестве ближневосточного миротворца Трампа полюбят даже американские и европейские СМИ, которые до сих пор злорадно смаковали каждую деталь президентской жизни – от протестного голосования Конгресса до платьев Мелании Трамп. Затеяв очередной виток мирного процесса, президент Трамп демонстрирует международному сообществу, что он, при всех его крайностях, такой же, как все, и не чужд общепринятых западных принципов.

Палестино-израильское урегулирование – один из немногих вопросов, в котором более или менее сходятся и американские политики, и общество в целом. Таким образом, у Трампа появляется шанс помириться с Конгрессом и завоевать симпатии своих противников. Еще один бонус миротворческого процесса – сближение администрации США с Саудовской Аравией и другими нефтяными монархиями.

Такие доводы приводит, в частности, журналист Шломо Шамир ("Маарив"). Если эта версия справедлива, то от нынешней инициативы Трампа нам вряд ли стоит ожидать чего-то хорошего. Вознамерившись понравиться своим согражданам и мировому сообществу, президент рано или поздно принесет в жертву свое доброе отношение к еврейскому государству. Показательно, что резкий и бесцеремонный Трамп в качестве "друга Израиля" всегда вел себя очень осмотрительно и не сделал никаких необратимых шагов.

В Израиле радостно приветствовали заявление Трампа о том, что он не настаивает на принципе "двух государств" для двух народов, его звонок Нетаниягу - в числе первых собеседников, визит израильского премьера в Вашингтон, намерение перенести посольство США в Иерусалим, назначение послом про-израильского политика Дэвида Фридмана.

Назначение Фридмана – пожалуй, единственное однозначное решение Белого дома. Вопрос посольства до сих пор обсуждается, а по поводу "двух государств" один из приближенных президента Алан Дершовиц недавно заметил, что Трамп поддерживает эту идею.

Двусмысленная ситуация сложилась вокруг поселений. Изначально Трамп сообщил, что поселения “не являются препятствием на пути к миру, но и не способствуют прогрессу мирного процесса”. Эти слова каждый трактовал по-своему; правое крыло израильского правительства даже строило планы аннексии Иудеи, Самарии, а в случае необходимости и Газы. Но тут из Белого дома стали поступать уточнения. Сначала Иерусалим призвали "немного воздержаться" при строительстве на территориях. Потом начались переговоры со спецпосланником Трампа на Ближнем Востоке Джейсоном Гринблаттом. По их итогам Нетаниягу оповестил членов узкого кабинета, что строительство за пределами крупных поселенческих анклавов придется сильно ограничить. Конкретнее – в отдельных поселениях оно замораживается, создание новых форпостов отменяется, вводится ежегодная квота на возведение новых домов. Чтобы подсластить пилюлю, кабинет одобрил план строительства 2 тысяч единиц жилья на территориях.

Уже по одному этому эпизоду можно понять тактику Белого дома в предстоящем миротворческом процессе. США не станут диктовать, требовать и открыто осуждать действия Израиля, как это было при Обаме. Они будут призывать к "сдержанности", "взвешенности" и прочей "разумной" политике, все время подчеркивая, что израильское правительство само принимает решения. И действительно, правительство само пойдет на уступки, не желая разочаровывать дружественную администрацию в Вашингтоне. Собственно, это происходит уже сейчас.

Трамп с самого начала подчеркивал, что урегулирование должно быть результатом прямого двустороннего диалога между Израилем и палестинцами. Если ему и его приближенным хватит терпения, они не станут торопить стороны сесть за стол переговоров. Белый дом сперва добьется от каждой из них твердых обещаний по крайней мере по ключевым вопросам. Если это получится, то сами переговоры станут формальным актом подписания очередного мирного договора – и триумфом ближневосточной политики Трампа.

Разумеется, без территориальных и политических уступок здесь не обойдется. Но на этот раз Израиль будут к ним не вынуждать, а "дружески подталкивать". Именно этим занимается сейчас Гринблатт, помногу часов беседуя с Нетаниягу и Аббасом. В свое время Биби завоевал популярность своим успешным противостоянием Обаме, которого считали недоброжелателем и даже врагом еврейского государства. Готов ли премьер так же твердо противостоять дружескому подталкиванию к краю пропасти, которая ждет Израиль в нынешней ситуации при малейших территориальных уступках?

Гринблатт встречался с еврейскими поселенцами, но также и с палестинскими студентами, с королем Абдаллой и арабскими министрами иностранных дел на саммите в Иордании. По его заверениям, цель США в палестино-израильском конфликте – "не навязывать мирные планы", а выслушать все заинтересованные стороны. Заинтересованными сторонами в данном случае считают себя и Иордания, и Египет, и Саудовская Аравия. США стремится упрочить связи со всеми этими странами и с арабским миром в целом. Это вовсе не противоречит заявлениям Трампа о том, что он намерен сосредоточиться на внутренних проблемах Америки. Примирение Израиля и палестинцев по инициативе Белого дома и на условиях, устраивающих арабские страны, станет для Америки самым простым и незатратным способом повысить свой авторитет в регионе. Сможет ли Израиль отказать друзьям в такой малости?

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK