Время Ганца

Время Ганца

Настала очередь Бени Ганца собирать коалицию – задача, по сложности напоминающая перевозку в одной лодке волка, козы и капусты. Возможные ходы давно известны, и все они почти не реальны. Сможет ли Ганц придумать что-то новое в нынешнем патовом раскладе?

Выигрышных вариантов у него два – правда, оба маловероятные. Первый – выступить всеобщим примирителем и создать по возможности широкую коалицию с правыми, левыми и всеми, кто готов в нем участвовать, кроме Объединенного арабского списка. Второй – узкая левая коалиция меньшинства с опорой на НДИ и арабов при голосовании в Кнессете. Первый вариант требует умения договариваться, торговаться и лавировать между противоречивыми требованиями очень опытных политических интриганов, второй – жестко придерживаться своих принципов и не бояться риска. Есть ли у Ганца хотя бы один из этих талантов? Если он начнет метаться, его попытки обречены на провал – потенциальные союзники ему не поверят, противники заклеймят за слабость, а избиратели разочаруются.

Между тем, у Нетаниягу есть небольшая передышка: теперь он может наблюдать, как «ворочается» его главный конкурент, и в свою очередь трепать ему нервы, откладывая судьбоносные встречи. Эта игра смотрелась бы со стороны увлекательно, если не помнить, что у нас как не было, так и нет правительства и очень мало шансов его обрести.

Вопрос о правительстве национального единства упирается в то, что Ганц и Либерман в идеале хотели бы сформировать его «на троих» - Ликуд, бело-голубые и НДИ, без правых, левых и ультраортодоксальных партий, в то время как "Еврейство Торы", ШАС, "Новые правые" и "Байт Иегуди – Ихуд Леуми" договорились выступать на коалиционных переговорах единым блоком вместе с Ликудом.

Соглашения можно достигнуть, если кто-то поступится своими принципами. Только это должен быть не Ганц. Для него начать торговлю с уступок правым означает с первых же шагов уронить свою репутацию и вызвать раздоры в собственном блоке. Кроме того, сомнительно, что в коалицию с участием ШАС и «Еврейство Торы» вступит Либерман со своим воинственным антиклерикальным настроем. Конечно, 55 правых депутатов плюс «Кахоль-Лаван» могут обойтись без Либермана и вообще без кого бы то ни было. Но это будет именно такая коалиция, которой добивался Нетаниягу, так что непонятно, почему Ганц сопротивлялся этому изначально. Разве что он потребует себе первую очередь правления в ротации, но тут ему будет очень трудно уломать Биби.

Кроме того, надо, чтобы Лапид согласился сидеть в одном правительстве с правыми и ортодоксами. Глава «Еш Аитд» отказался от ротации с Ганцем, сделав создание правительства национального единства более реальным, но он, подобно Либерману, выступает за «чистую» центристскую коалицию Ликуд – «Кахоль-Лаван» – НДИ.
Что до харедим, то они дали понять, что готовы потерпеть в союзниках Лапида, но одновременно, словно дразня его, потребовали принять закон о запрете общественного транспорта по субботам.

Но даже если представить себе невозможное: что Бени Ганц соберет и возглавит коалицию, в которой будет 55 депутатов правого блока и 32 его собственных сторонника, и при этом «Кахоль Лаван» займет главные силовые министерства – все равно по факту это будет коалиция Нетаниягу. Ликуд, правые и харедим смогут вилять таким правительством, как захотят, Ганцу придется извиваться, как ужу на сковородке, его будут есть поедом его соратники, а избиратели к следующим выборам забудут его имя, если за ним по ротации придет Биби. Коротко говоря, для Бени Ганца союз с правым блоком – это путь в политическое никуда.

Сможет ли Нетаниягу разорвать альянс со своими партнерами ради создания правительства? Крайне маловероятно. В этом случае он остается в меньшинстве против своих главных врагов – Ганца, Лапида и Либермана, и совсем без друзей, потому что правые и ультраортодоксы не простят ему предательства. Но в отличие от Ганца, Биби доказал, что способен на неожиданные поступки, так что появление коалиции в составе Ликуда, «Кахоль-Лаван» и НДИ нельзя полностью сбрасывать со счетов. Тем не менее, для Нетаниягу это будут большие репутационные потери, и Ганц должен будет готов их возместить, в том числе и демонстрацией уважения. Биби обращался к бело-голубым с предложением несколько раз; Ганцу, по-видимому, придется сделать не меньше заходов. Выбора нет; все остальные фракции, за исключением левых, готовы разговаривать с ним только после переговоров с Ликудом.

Гораздо меньше усилий потребует правительство меньшинства с «Кахоль-Лаван», «Демократическим лагерем» и «Авода-Гешер» с внешней поддержкой Объединенного списка и НДИ или хотя бы нейтралитетом последних. Это вполне рабочий вариант, но увы, не для политического дебюта. Вряд ли Ганц хочет войти в историю, как глава правительства меньшинства с опорой на арабов.

Есть мнение, что Ганц может рассчитывать на перебежчиков из Ликуда и правых партий, но это тоже нереально. Во-первых, чтобы управлять коалицией, собранной из политиков различных и порой противоположных взглядов, нужно обладать силой воли и авторитетом не меньше, чем у Шарона с его пестрой «Кадимой». Ганц же до сих пор остается в политике темной лошадкой, и каждый парламентарий десять раз подумает, прежде чем бросать свой лагерь и ставить на него. Биби, при всех предсказаниях о закате его эпохи, - гораздо более сильная фигура, и еще не пришло время, когда его верные соратники бегут с корабля.

Но такое время может настать, если премьер-министру будут предъявлены обвинения. Ганца может не дождаться этого момента в срок своего мандата, но у него есть шанс взять реванш позже, за тот 21 день, когда попытаться сформировать правительство получит право любой депутат Кнессета. Если рассчитывать на эту опцию, то сейчас главная задача Бени Ганца – даже не мобилизовать союзников, а завоевать авторитет взвешенным и трезвым подходом, иными словами, сохранить хорошую мину при любой игре. В будущем, и даже в случае третьих выборов это принесет ему дивиденды.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK