Если вожак промахнется

Если вожак промахнется

О том, чтобы свергнуть власть Нетаниягу тайно или явно мечтают многие политические деятели, но за последний десяток лет это никому не удавалось. Мятежи в родной партии Ликуд жестко подавлялись, политические оппоненты по-прежнему прозябают на вторых и третьих ролях, а больше половины рядовых израильтян не видят никого другого на месте главы правительства. Тем не менее, выборы дают некоторый шанс сторонникам свержения «царя Биби».

На днях Либерман вызвал бурю в Ликуде, заявив, что, если Нетаниягу не согласится формировать правительство национального единства вместе с Ганцем, то он предложит ликудовцам заменить его другим лидером – например, Юлием Эдельштейном. Ликуд ответил декларацией о том, что члены партии не намерены менять своего законно избранного лидера. В короткий срок «декларация о не-намерениях» была подписана всеми членами предвыборного списка.

Тем не менее, поспешность, с которой появился этот странный документ, указывает на то, что трон под «царем Биби» не очень устойчив. Попытки расшатать его во время предвыборной кампании вряд ли увенчаются успехом, но сами выборы, а точнее, то, что произойдет после них, вполне способно его опрокинуть. Когда коалиционные переговоры в очередной раз забуксуют, в Ликуде наверняка вспомнят провокационное предложение Либермана и кто-то, возможно, выскажется за его принятие, невзирая на подписанную верноподданическую декларацию.

Нетаниягу уже потерял свою репутацию непобедимого, когда не смог сформировать коалицию и повел страну на повторные выборы. Похоже, что коалиционный пасьянс не складывается и на этот раз. Поэтому любой послевыборный сценарий играет против Биби, кроме одного, пока нереального – 61 голос у Ликуда вместе с правыми и харедим. Но даже если партия власти наскребет недостающие мандаты, ей придется зависеть от аппетитов ультраортодоксов (что не добавляет Нетаниягу популярности) и от «Объединенных правых», в чьем руководстве у него нет ни друзей, ни даже доброжелателей. А если недостающие голоса придут от списка харизматичной и амбициозной Шакед, она станет еще более реальным кандидатом на место национального лидера.

Все остальные варианты еще хуже. Новый круг выборов – это новый всплеск разочарования и раздражения общества и падение рейтинга. Создание правительства национального единства – именно то, чего требует Либерман, который постарается представить ситуацию так, будто лидер Ликуда идет у него на поводу. Приглашение НДИ в коалицию любой конфигурации тоже будет означать триумф Либермана. Не обязательно какой-то из этих поворотов приведет к падению бессменного лидера, но его реноме будет серьезно подорвано – а там не за горами и судебные слушания по делу о коррупции. Все, что ему прощали, на что закрывали глаза из-за его феноменальной способности удерживать власть, обходить соперников и лавировать между войной и миром, мгновенно станет причиной для отторжения, стоит вожаку стаи всерьез, по-крупному промахнуться.

В последнее время появились слухи о том, что мирный план Белого дома может быть опубликован до израильских выборов (зная отношения между Трампом и Нетаниягу можно предположить, что это произойдет только с одобрения последнего). В таком случае создание правительства национального единства с вхождением в него не только Ликуда и «Кахоль-Лаван», но и Аводы, станет вполне реальным. Однако вряд ли такой поворот будет способствовать росту популярности Биби. Во-первых, больше половины израильтян вообще не одобряют идею такого правительства. Во-вторых, Ликуд рискует потерять голоса многих правых избирателей; оставшиеся за бортом правые политики непременно припомнят Нетаниягу и его обещание не допустить создания палестинского государства, и голосование за размежевание в Газе, и более чем сдержанную реакцию на террор ХАМАСа. Потеря титула «мистер Безопасность» может стоить премьеру очень дорого.

Что остается Нетаниягу, чтобы не проиграть с такими плохими картами на руках? Одно из двух. Либо совершить невозможное и увеличить представительство Ликуда в следующем Кнессете настолько, чтобы никто не мог диктовать ему условия. Либо уйти самому с высоко поднятой головой – чтобы вернуться. Для крайней тупиковой ситуации это вполне реальный сценарий. Нетаниягу поступил так в 1999 году – он оставил политику, проиграв выборы, и уже через пару месяцев народ громко жалел об его уходе, а спустя шесть лет Биби возглавил Ликуд, чтобы привести его к власти в 2009-м.

На современном политическом "безрыбье" Нетаниягу вполне способен создать новую успешную партию, построенную исключительно на своем авторитете, и смешать все карты соперникам, как в свое время сделал Ариэль Шарон. Правда, для этого придется ждать еще одних выборов, но в наших реалиях ожидание редко бывает долгим.

Автор//: Ира Коган

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK